Зимой на Диксоне мне побывать так и не удалось. На Челюскине, в Хатанге - это пожалуйста, а на Диксоне нет. Один раз (было это в середине 90х) вероятность была как никогда близка - вертолет должен был лететь именно через Диксон, но в последний момент маршрут дали через снова Хатангу... И все же в Диксоне я побывала, лет через восемь, и летом. Август 2004. Это была последняя видеосъемка моего старого Панасоника, купленного когда-то на почти все норильские отпускные. У него уже плохо работал автофокус, а после он вообще перестал снимать. Несколько лет назад пленка была оцифрована, потом файлы болтались на компьютере, который был слаб для обработки видео. Потом как-то удалось слепить "фильму", два года назад я ее закачала на youtube и забыла. И вот - ностальгия...
"Два капитана":
Я перебрасывал изыскательские партии в Норильск, возил учителей, врачей, партработников в глухие ненецкие районы. С известным летчиком М. я был на Диксоне. Мне приходилось летать по притокам Енисея – Курейке и Нижней Тунгуске.
Справка про Диксон (это копи-паст отсюда)
История поселка началась 7 сентября 1915 г., когда экспедиция Н. Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра, поставила на острове первый домик и радиостанцию для связи с Большой землей. Первая зимовка полярников на Диксоне состоялась в следующем году. Тогда начала работать метеостанция, передававшая в Петроград сводки погоды. Царское правительство нашло на это средства, понимая, что Арктика влияет на климат если не всей планеты, то Северного полушария точно.
В 1919 г. на Диксон пришли ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия для «красной полярной станции».
С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и карских экспедиций на Диксоне стал постоянно базироваться авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в поселок, который стал впоследствии райцентром. С созданием в 1932 г. Главного управления Севморпути началось строительство поселка, полярных метеостанций на островах и побережье Таймыра.
...
История поселка на материке, получившего название Новый Диксон, началась в 1934 г. Его возникновение обусловлено строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики – координатор всего местного судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Уголь доставляли на баржах с реки Пясины. Пясинские угольные шахты – первые промышленные предприятия Таймыра.
Именно в это время Диксон стали называть «воротами Арктики».
Могила Тессема. Сюда могилу перенесли в середине 60х, а там где крест - место первой могила, именно там, где отряд Урванцева нашел останки.
Это как помнится, самое высокое место поселка Диксон, гора Южная (или Южка?). На этой же скале стоит памятник североморцам - Диксон это самая восточная точка, куда дошли немцы по северным берегам во время войны (вроде бы доходили и восточнее и в шхерах Минина у берегов Таймыра после войны были найдены несколько немецких наблюдательных постов); и бетонный монумент в виде северного полушария, на котором обозначено место Диксона.
В поселке еще есть памятник полярному исседователю и путешественнику Никифору Бегичеву
Улица вдоль бухты, а в конце улицы, она в него упирается, - здание управления Севморпути, к сожалению у меня отдельного снимка его нет, только на видео
Но есть фотография бывшего здания морского порта:
Диксонский порт. Небольшие суда и частные лодки.
Около Диксона в конце августа собирают суда, которые потом ледоколы караваном проводят через пролив Вилькицкого в море Лаптевых.
Большие суда подходят вот к тому причалу
Короба теплотрас, типичный вид заполярных поселков
Еще запомнился Диксон омулем. Нам его привозили прямо к борту судна. Свежий, малосольный и копченый. Удивительно вкусный. Говорят, омуль из устья Енисея не такой, как везде, а гораздо вкуснее, и это похоже на правду : )
еще немножко снимков, отсканированых с напечатанных пленочных.