Мезень. Пинега. Старый Пинежский тракт. 2011

Фото отчеты и видео зарисовки наших путешествий и мероприятий

Мезень. Пинега. Старый Пинежский тракт. 2011

Сообщение AnnaK » 28 июн 2013, 21:28

Решила освежить северную тему и выложить отчет о нашей поездке по этим замечательным местам. Но, пожалуй, начну сразу с конца, а то вдруг мой отчет не дочитается и останусь я без ответа:-). Уж больно полюбились эти места… Вот и думается туда вернуться, тем более, что верховье Пинеги толком не посмотрели, т. к. вместо технологической дороги Сосновки-Северный выбрали для себя Старый Пинежский тракт (о чем ничуть не жалеем), который поглотил все оставшееся время. Поэтому думается вернуться на Пинегу (там еще и Берендеева чаща не охвачена:)) и заглянуть на Вашку. Отсюда возникает вопрос: кто был на Вашке и что знает по тому участку? Пока еще информацию не собирала, прочитала только АСП и подумала: " А почему бы и нет?" Еще прочитала о попытке покорения Вашки командой от «Автовентури»J

А теперь и сам отчетец.
Часть первая. Мезень.

«Почему отпуск так быстро закончился?» - ныла я, когда девчонкой возвращалась с родителями из очередного автопробега. На что папа мне объяснял: «Значит - интересно было!» Эти слова запомнились на всю жизнь.

И вот теперь, вспоминая наш 17-тидневный поход на Мезень-Пинегу, понимаю, что полугодовая подготовка не прошла даром. Перелопатив массу информации из интернета я состряпала дорожную книгу и уже заранее было понятно, что и где хочется посмотреть.
Изображение
А начинался план поездки с желания еще раз посмотреть Великий Устюг. И, выбирая его окрестности для проведения отпуска, вспомнила про Пинегу, по которой когда-то сплавлялись. Стала собирать информацию про дороги и интересности тех мест. Возник маршрут на полторы недели. И тут наткнулась на Мезень. Остановиться было уже невозможно... Долго выбирались варианты заездов. В результате маршрут (по узловым точкам) выглядел так: Москва-Тотьма-В.Устюг-Сольвычегодск (паром)-Яренск-Кослан-Пысса (паром)-У.Кыма (паром)-Смоленец-Кимжа-Пинега-Белогорский-Ясный-Шотогорка (паром)-Ясный-Едома («рыбзавод»-паром)-Ясный-Карпогоры-Нюхча-Кучкас-Хорнема-Осяткино-В.Тойма (паром)-Березник-М8-Москва.

Команда состояла из 6 человек и 3 авто (Нива-Мария и Вениамин, он же Бэн (друзья с работы), Спортаж 2005-Александр и Владимир, он же Трофим (сын с другом) и Джимни - Анна (я) и Егор (был приглашен с дружественного форума джимниводов на место моего младшего сына-штурмана, отбывшего на службу в ряды Российской Армии.)Это наша единственная общая фотография, сделанная в последний совместный вечер.
Изображение

Итак, последние приготовления заканчиваются.
Изображение
Изображение
1-3дни, 21-23 июля 2011 года. Выехали утром неполным составом (Саня, Егор и я), Вологду проехали с одной остановкой – запечатлеть картинку на стене дома J
Изображение

Вечером были в Тотьме. Очень милый и уютный городок. Здесь нас ждала забронированная гостиница на территории Спасо-Суморина монастыря.
Изображение
Цена радовала-370 рэ с носа. Удобства в коридоре, есть кухня и холодильник. Здесь первый раз на маршруте бросилось в глаза (и запало в душу) местное радушие и доброжелательность, с которыми мы не раз потом встречались на пути. Правда, при поиске монастыря решили положиться на навигацию. В результате, проехав через город, выехали в поле. Затем был брод(!) и подключение полного привода. На территорию попали с «черного хода», чем вызвали недоумение у местных обитателей. Город настолько хорош, что прогулявшись вечером, не смогли утром сразу из него уехать.
Изображение

Посетили несколько музеев (город на втором месте после Суздаля по количеству музеев на душу населения :) ). Особенно глянулся музей запасников, единственный у нас в своем роде.
Изображение

Еще во второй день были Опоки с самоизливающейся скважиной (переправа 100 рэ с носа)
Изображение
и под вечер прибыли в В.Устюг. Остановились в гостинице «Двина» (номера со всеми удобствами, но безумно душные, несмотря на открытые окна. 1200 рэ за 2-хмест. номер с завтраком.

В Устюге мы провели полностью один день. Утром съездили на тот берег, посмотрели Гледенский монастырь. Думаю, что информацию по памятникам можно подчерпнуть и в специальной литературе, поэтому останавливаться на этом не буду.
Изображение
По пути, на проселочной дороге встретили голосующего детеныша лет шести. Обращаясь к моему сыну со словами: «Дяденька, а вы можете машину вытащить?», бросился вперед, показывая место бедствия.
Изображение

Таким образом рывковый трос был применен первый раз. С чувством выполненного долга отправились в город, где нами был найден замечательный подвальчик с пивом и прохладой! Остаток дня провели гуляя по городу периодически наведываясь в полюбившийся погребок:). Вечером произошла встреча с нашими ребятами на Ниве.
Изображение

4 день. На 24-е июля, воскресенье, была назначена встреча последнего члена экипажа, штурмана с Киа-Володи, он же Трофим. Он прибывал утренним поездом в Котлас. Сложность заключалась в том, что в Котласе три вокзала: южный, северный и узловой. А на билете у Трофима написано 'прибытие в северный-узловой'. Ну, чтоб нам не мотаться между вокзалами, пришлось Трофиму договариваться с начальником поезда, чтоб разрешил ему проехать лишнюю остановку до 'единственной' станции Сольвычегодск, где мы благополучно и встретились. Теперь вся команда в сборе!

На сегодня в планах знакомство с Сольвычегодском и дальше, через Яренск, двигаться на север. Переправившись на первом (и далеко не единственном) пароме, мы с удовольствием прогулялись по городу, посетили все имеющиеся музеи, отремонтировали стеклоподъемник на Ниве
Изображение
и с аппетитом отобедали в нормальной столовке.
Изображение

Дальше двинулись по правому берегу Вычегды. По этому отрезку дороги у нас были некоторые сомнения, которые нам не могли развеять даже местные жители. Дорога, вроде, строится, но все же небольшой участок пока просто отсутствует.
Изображение
Но благодаря тому, что погода сухая, мы преодолели его без проблем, хотя в период затяжных дождей для нас могли бы быть и сложности.
Изображение
Наша первая ночевка была на реке Яренга, прямо под мостом, поскольку отъехать далеко от дороги не смогли- случилась какая- то проблема с Киа и его пришлось тащить на веревке.
Изображение
В лагере, пока еще трезвый и пытливый,
Изображение

ум смог выявить и устранить неисправность! А вот после починки предстояло выступить в роли гостеприимных хозяев, т.к. слегка подвыпившее местное население очень настаивало на знакомстве. Наши мужчины, дабы не подвергать слабую половину команды нежелательному общению, взяли на себя радости общения в стороне от лагеря, прихватив для этого что выпить и чем закусить. А Трофим, как единственно непьющий, стоял с монтировкой в тени машины и был готов в любой момент отразить удар! Но все закончилось благополучно и четверо местных погрузились в один мотоцикл с коляской и уехали в ночь…

5 день. Предстояло пройти по очень однообразной дороге, хотя постоянно была возможность выбора - ехать по плитам или по песку:-)
Изображение

В планах доехать до Кослана и заночевать на Мезени.
Изображение

Не запутаться в отворотках помогло подробное описание дороги, которое нашли в интернете при подготовке маршрута.
Изображение
Единственное, что изменилось с момента описания пути - дорога теперь проходит не через Едву, а идет без заезда в нее.. А Едва - это суровый городок в колючей проволоке. Но когда мы пытались выяснить, где проходит интересующая нас дорога, нам мило улыбнулись: "Вы не первые ее тут спрашиваете! Ею уже не пользуются. Возвращайтесь на въезд в город, оттуда по новому асфальту, по указателю." Много было написано, что по дороге работают заключенные, нам они не встретились. Только следы...
Изображение
А еще впервые потянуло дымом, даже виднелись горящие леса. Но никаких проблем с посещением лесов не было, хотя местами попадались закрытые шлагбаумы на съездах, но не много.
Изображение

И вот мы в Кослане. Закупаемся и - на поиски места под лагерь. Тут и родник (служивший нам холодильником), и стол со скамеечками, и кострище. Красота!
Изображение

6 день. Дорога проходит через деревни, стоящие на Мезени. Одна из первых, где мы провели больше часа, - Чернутьево. Уже на подъезде повеяло умиротворением и самобытностью.
Изображение

Оставляем машины около бывшей церкви (ц. Михаила Архангела, 1914). Читаем название улицы и вспоминаем, что мы уже в Коми.
Изображение

День выдался очень жаркий
Изображение

И вот тут мы снова почувствовали северное радушие. Пока гуляли по селу, какая-то женщина пригласила нас на чай. Еще одна рассказала про родник, как местную достопримечательность.
Изображение
Узнали мы, что есть у них гостевой дом. Там и вправду можно провести замечательно отпуск-уж больно красивое место! Находим и часовенку Петра и Павла.
Изображение
Едем дальше. На зеленой стоянке обнаруживаем, что потеряли решетку радиатора на Киа! Искать не стали:-)

Изображение

Дорожка песчаная, местами достаточно рыхлая, но обходимся, практически, без подключения ПП. Тем более, что для Киа эта процедура оказалась неприятной. Дело в том, что перед поездкой был поставлен новый передний левый шрус, но, как выяснилось позже, при подключении ПП, он (скорее всего не «он», но всех тонкостей я уже не упомню, простите) вылетает - оказался на 2 мм короче родного. Ребята прорезали где-то там какую-то бороздку, что несколько спасло положение, но все равно приходилось иногда после пользования ПП снимать колесо и ставить все на место! Ну, да ладно. Впереди столько интересного!
Изображение
Изображение
Изображение
Второй паром в Пыссе. Переправляемся и встаем на ночевку недалеко от Латьюги. Первое дело при постановке лагеря – рытье помойки.
Изображение

7 день. Решено разделиться на две части-желающие едут в Латьюгу и пытаются попасть в келью Оникея, остальные остаются в лагере разбираться со шрусом. В местном магазинчике узнали, кто может открыть и показать часовню, а кто перевезет на другой берег в келью Оникея. Пока мы с Машей занимались покупками Трофим пошел на переговоры.
Изображение

Выяснил, что к Оникею нас свозят за канистру бензина. Но т.к. весь свой скарб мы оставили в лагере, чтобы ехать одной машиной, пришлось мне съездить за бензином, ну а ребята пока знакомились с Латьюгой. А вот Лидия Михайловна, смотрительница местной часовни, сначала проводить нас отказалась, сославшись на больные ноги, но потом вдруг передумала и даже пустила нас внутрь. Это было неожиданностью, т.к. говорят, что открывают часовенку далеко не всегда: как-то проезжающие «собиратели старины» обокрали часовню, теперь ее оберегают от дурного глаза. Фотографировать внутри не велят. А как там светло, уютно и покойно! Даже уходить не хотелось! Мы написали записочки, оставили денежку и в конце произошло самое невероятное! -матушка взяла с полочки вышитое полотенце и подарила нам! Это воспринялось как настоящее чудо – не думали внутрь попасть, а ушли с подарком! (Хочу добавить, что на этом рушнике месяцем позже я выносила хлеб-соль на свадьбе своего сына. А Лидии Михайловне отправила письмо с благодарностью и фотографиями).
Изображение
Дальше нам предстоял переход на лодке через Мезень.
Изображение

Сначала километра 2-3 вниз по течению, потом столько же по берегу. По дороге встречаются обетные кресты. Наш провожатый пошел с нами, рассказывая по дороге про жизнь местную, про пожары. Порой до нас доносился запах гари..
Изображение

А около самой кельи, около святого озера видна граница, где остановился огонь. Еще бы метров 50… Получается, что опять чудо! Возвращаемся в лагерь около трех часов. Думаем остаться на дневку, но ребята уже готовы ехать дальше. Обедаем, укладываемся и держим путь дальше. В поселке Зубово (как то он нам не глянулся - сплошные бараки и праздношатающийся народ) хотим пополнить запасы хлеба - безрезультатно. Его завозят не ежедневно, -где-то вообще пару раз в неделю,- и многие пекут сами.
Изображение
Пытаемся выяснить про паром, но собеседники плохо стоят на ногах, хотя искренне стараются дать ответ.
Изображение
Форсируем вброд реку Выбор, затем Низьму, смотрим Усть-Низемье, где множество колодцев-журавлей и дом с рогами.
Изображение

Изображение
Долго пробиваемся к месту ночевки на озере -километров пять (?) по разбитой местами лесной дороге.
Изображение
Но оно того стоило! Красота неописуемая!
Изображение
Изображение

Ночью, правда, пошел дождь и засыпАли все с одной мыслью – успеем ли выбраться из этой красоты, чтоб не опоздать на паром?

8 день. К парому в Усть-Кыме, конечно, опоздали (ходит с 7 до 9). Все же пришлось повозиться на выезде. А еще в планах была прогулка по Койнасу.
Он встретил нас пекарней и запахом свежего хлеба. Под унылым дождем это было божественно! Сначала купили просто хлеба, а потом и вообще решили опробовать весь ассортимент!
Изображение
Изображение

Хлеб там продается прямо внутри пекарни, поэтому получилось сделать пару кадров.
Изображение
Изображение

Село показалось немаленьким, но сердце кровью обливается, глядя на увядающее наше деревянное наследие. И церковь 1657 года и склад-магазея... Вроде и стоит пара венцов от нового храма, но как-то уныло.

Изображение
Изображение

На берегу Мезени царила тишина, и только уходящие по берегу мостки говорили, что паром должен быть здесь. Где-то ниже по течению виднелась лодка, в которую что-то перекладывалось со стоящей на берегу 'буханки'. Через какое-то время лодка отчалила и пошла в нашу сторону. Оказался паромщик, который принимал товар для магазина. Обещал разгрузиться и вернуться за нами. Поскольку погода к купанию не располагает (а какой тут пляж!), будем перекусывать...
Изображение
Изображение

Где-то через час за нами пришла баржа на моторной лодке:-) и, по одной машинке, нас доставили на правый берег. Берег каменистый, местами замшелый и будто под тонким слоем льда - это многочисленные родники, бьющие повсюду. Зрелище необычное и красивое. Времени на перевоз ушло немало, но мы никуда не торопимся- где-то недалеко будем ставить лагерь, т.к. обязательно надо сходить к Иуде (Юде по - местному). Останавливаемся в Палощелье, идем по селу, проходим мимо одного обетного креста, Никольской церкви и оказываемся на высоком берегу Мезени! Дух захватывает от раздолья и какой-то необъяснимой тоски... И скамеечка оказалась в самом подходящем месте! Невозможно было пройти мимо...
Изображение
Дальше был еще один поклонный крест, один из старейших на Мезени (1890-е).
Изображение

Только подошли - из соседнего дома вышел мужчина, вроде по делам, но охотно подошел к нам и поделился местными новостями: вот крест этот он подновляет, следит за ним; а там (показывает рукой в сторону соседних домов, где стоит дом без кровли) полосой ураган прошел, шифер весь снесло, да и его дом пострадал, ждут страховку (похоже, что зря), а зима не за горами, приходится за свой счет восстанавливать;
Изображение

а вон, за селом, три ветряка недавно
Изображение

поставили (не помню на какие средства-то ли вскладчину, то ли спонсор какой нашелся), а расчитали неверно - не работает... Много чего еще обсудили, но впереди Конещелье. Въехали в нежилое село, побродили по пустым домам,

Изображение

спустились к Мезени и разбили лагерь прямо на дороге, идущей вдоль берега.
Изображение

Желающие остались в лагере, а остальные отправились в пустынь. Это около 7-8 км от нашей стоянки. А т.к. дело было к вечеру, решили пару-тройку км проехать на машине. Для этого освободили от шмурдяка Спортажик, все желающие загрузились и поехали…, пока не засели в небольшом болотце...
Изображение
И тут мы вспомнили, что все вспомогательные средства - от лопаты до ручной лебедки - были оставлены в лагере. Попрыгав вокруг машины достаточно времени мы с немалым усилием ее выковырнули. Намек был понят. Все же в такие места - имхо - надо идти пешком. Чтобы успеть скинуть всю суету нашей мирской жизни и окунуться в тишину и величие здешних мест. Чтобы душа вспомнила и попыталась произнести все забытые молитвы, которые обязательно хранятся в закутках памяти каждого человека... Чтобы потрудиться дойти туда своими силами и принести хоть малую жертву великим молитвенникам земли русской... А иначе и незачем туда идти.
Изображение
Изображение
Изображение
На обратном пути набрали подберезовиков, и на завтрак у нас была замечательная грибная лапша.

Изображение
Изображение

9 день В Ценогору приехали уже после закрытия заправки:-) , т.е. после 9 утра. Находим дом заправщика (дядя Коля N64*52’55,60” E46*43’40,91”) , привозим его на рабочее место, заправляемся из грохочущей заправки через самодельную насадку на пистолет, который не пролезает в горловину бензобака.

Изображение

От заправщика узнаем, что был тут аэропорт, который работал до недавнего времени. А в этом году им пользуются самолеты МЧС для тушения пожаров. Отвозим дядю Колю домой, обходим вокруг местной церковки Флора и Лавра. Даже в пасмурную погоду она смотрится нарядно, т.к. покрашена в радостный голубой цвет, а на макушке ярко - желтая луковка и люкарны.
Изображение
Но чтоб не забывать, в каком времени ты находишься - рядом стоит огромная радарная установка. Дальше у нас деревня Колмогора со святым источником у подножья обетного креста, плачущими берегами, покосившимися "журавлями" и, опять же, с очень словоохотливыми местными жителями.

Изображение
Изображение

Узнаем, что больше половины домов пустует, наезжают сюда, в основном, дачники на лето. Здесь у нас впервые начала появляться телефонная связь, правда приходилось залезать на багажник:-) Скоро Смоленец - там связь обещали устойчивую. К нему подъезжаем низом красной щельи. Эти кадры есть, кажется, у каждого, путешествующего по этим местам:-)
Изображение

В Смоленце полчаса на прогулку, телефонную связь с родными и близкими и едем дальше. К сожалению (или радости), в Лешуконское, а с ним и в Ущелье и Нисгору, не переправляемся. Будет повод вернуться! Да, что-то я не упоминаю про качество дороги, это лишь от того, что проблем она не вызывает. Вполне нормальный песок, проходимый даже без ПП. Местами, под песком просвечивает что-то типа лежневки. Сворачиваем в Азаполье, подъезжаем к замысловатым деревянным конструкциям. Думали - остатки мельницы, но, как нам потом объяснили, это бывшее зернохранилище. Сейчас в нем свалка.
Изображение
Не удержались, залезли внутрь и достали оттуда пару новых детских игрушечных санок:-)

Изображение

Село большое, расположено красиво. Едем мимо церкви к двум мельницам, забираемся внутрь. Видны какие-то неуверенные следы восстановления. Этот край всегда считался краем ветряных мельниц. Жаль будет, если оставшиеся две отсюда вырвут с корнем и попытаются укоренить где-то в другом месте.
Изображение
Изображение

Переправляемся по понтонному мосту-400рэ- (река очень обмелела и паром не ходит) в сторону Кимжы и начинаем искать место под лагерь.
Изображение
Изображение

Времени на это уходит немало, но опять километрах в 7-8 от трассы, при впадении небольшой речушки находим красивое место. Сегодня у нас последний вечер в компании Маши и Бэна. Их ждут дела в Москве, а у нас еще впереди Пинега. Посиделки у костра затянулись за полночь.
Изображение

Ночью по лагерю кто-то проехал, видно рыбаки. Сквозь сон было понятно, что они сильно удивлены нашему здесь присутствию.

10 день. Утренние сборы прошли в дележке (в лучшем смысле этого слова) нашего скарба. Кимжу смотрим еще вместе. В магазине (а это главный источник информации) узнаем, где найти экскурсовода. У нас есть немного времени для самостоятельного знакомства.
Изображение
Село большое и, как показалось, полностью жилое.
Изображение
Очень много детворы, а по обилию заготовленных дров видно, что живут здесь не только летом.
Изображение
Много всякой живности - от кошек до лошадей. И, главное, ощущается живой дух села.
Изображение
Наш экскурсовод- молоденькая девушка, которая учится в Архангельске, а сюда приезжает на каникулы - провела нас по селу, показала музей, который существует ( как нам показалось) на пожертвование. Девушка денег не взяла, а просила положить в ящичек, на котором написаны очень правильные слова:"Дорогой посетитель! Радуйся, у тебя появилась прекрасная возможность сделать доброе дело. Помоги музею!"
Изображение
Изображение
Изображение
Обед был в Совполье - кафе было найдено по ссылке из интернета. И вправду вкусно, даже не удержались от добавки блинов!
Изображение
Теперь, на этой сытой волне, мы и расстаемся.
Изображение
Ребята должны заночевать в Архангельске, а мы, неспешно, нога за ногу, едем дальше…

Часть 2. Пинега.

Заглядываем в Кулой, где были соляные варницы и деревянная церковь. Несмотря на позднюю дату постройки, стоят одни стены.Изображение
Но зато сколько вокруг малины! Оторваться невозможно. С ягодами и грибами нам в поездке повезло - ели, сколько хотели! В Кулогоре нашли пещеру, хотели взять тайник, но поленились идти, да и дело было уже к вечеру. Здесь же узнали про дорогу вверх по правому берегу Пинеги - есть там, что посмотреть. Особенно я порадовалась, увидев указатель на Карпогоры. Но то оказался зимник, и мы не рискнули, тем более, что особо на эту дорогу и не рассчитывали. Заезжаем в Пинегу. Нашли гостиницу (уж больно захотелось горячего душа!), но расселение у них было где- то в другом здании. Поехали искать - без результата. Вывеска есть, но дверь оказалась закрыта наглухо. Поесть тоже не удалось. Вообще - то город посмотрели весь, но попасть не смогли никуда. Для нас он оказался городом «закрытых дверей» :-)
А далее надо было посетить кладбище Валдокурье, где покоится последний из Оптинских старцев- иеромонах Никон (1888-1931), (N64*37’04,14” E43*22’31,58”). Проехав все село, кладбище мы так и не нашли. Спросили у пастушка, он проводил до кладбища, но про могилу ничего не сказал, т.к. не знал.
Изображение
В общем, мы ее и сами нашли без особого труда.
Вот здесь мы заготовили виртуальный вопрос для геокешеров. Может, дойдут руки опубликовать.
Изображение
Заглянули и на Красную горку (в монастырь). Гостиницу (на территории монастыря) пока не восстановили.
…А вот вид открывается отсюда… Глядя на линию горизонта, убеждаешься, что земля и правда круглая
Изображение
Не доезжая чуток до Голубино, уже в сумерках, сходили на водопад. Природа здесь мне напомнила то ли Карелию, то ли Урал. Красиво, чисто и безлюдно.
Изображение
Указатель на трассе, правда, не очень обращает на себя внимание. Если б не координаты тайника - проехали бы мимо.
А на ночевку устроились на турбазе «Голубино», отмылись от многодневной (это подтверждает цвет воды в ванне) пыли, поужинали за умеренные деньги в ресторане и отправились отдыхать.
Изображение
11 день. Утром успели попасть в первую группу, которая уже отправлялась в пещеры.
Вход огорожен сеткой, на калитке замок и надпись, угрожающая штрафом за самовольное посещение этого природного памятника. Напомнило «Пятигорский провал» у Ильфа и Петрова в «12 стульях»! Выдали нам обмундирование в виде фонарика и каски (защитную одежду выдают за дополнительную плату) и погрузили на час под землю.
Изображение
Могу сказать, что каски очень пригодились. Местами пришлось пробираться на четвереньках :-). За наши «подвиги» мы были удостоены грамот.
Изображение
До Белогорского ехали, кажется, без остановок. Там пообедали в придорожном кафе, переправились по понтону за 200 рэ через Пинегу и отправились «на взятие» Сийской перемычки. Въезд на трассу был перекрыт шлагбаумом, который поднимается по первому требованию. Саму перемычку мы, правда, не заметили. Видно и правда дорогу наладили.
Навстречу попадались даже легковушки. А то мы морально были готовы и к такому повороту событий: "…по отчетам - "хорошая дорога, но очень пыльная," сейчас встречаешь шишигу(без лебеды) с камазом-самосвалом(обычным без передка), которые вдвоем ползут эти 10 км "перемычки" четвертые сутки и первая просьба - "ребята дайте хлеба и сигарет", дали конечно, тем более, что стояли они очень удобно, в нужном месте, где уже было не за что лебедиться и быстренько отлебедившись за последнее дерево, выкинув все имеющиеся троса, метров 60, зацепились за ребят…"(взято из отчета 2007 года. http://www.4x4typ.ru/reportag/view-raid.php?id=165).
А вот следы пожара видны повсюду. На опушке увидели дымок, ребята решили затушить по-пионерски, но мочи (ударение на любой слог) не хватило.
Изображение
Пришлось засыпать песочком:-)
Изображение
Поселок Светлый явно не оправдывает свое название, видно хотелось хоть как-то скрасить мрачность застройки - вот и назвали так.
Изображение
В Карпогорах заправились, узнали про возможные переправы через Пинегу и поехали в сторону Кеврольского городища .
Изображение
Переправились вброд через Немнюгу и встали на ночевку. А в Карпогоры мы еще не раз заедем…
Через пару дней отправили отсюда поездом Трофима.

12 день. Кеврола и Едома. Вот ради Едомы сюда стоит завернуть. Как-то на самые понравившиеся места не находится нужных слов. В памяти остается только ощущение тех чувств, которые охватывали, пока мы были там. Остановились в середине села (центра, как такового, мы не заметили) в окружении старых домов.
Изображение
Времени провели тут немало – очень словоохотливое местное население поведало нам все свежие новости о здешней жизни. Пришла женщина с детенышем и с вопросом: «Нельзя ли пофотографироваться с машиной?»
- « Конечно можно!»
Изображение
Изображение

Узнали, что эти места полюбились московскому реставратору, который, вроде, имеет здесь дом и пытается приводить в порядок некоторые постройки. Под «порядком» я, конечно же, имею в виду именно обновление строений, т.к. чистота и опрятность здешних мест какие-то первозданные.
Отказываемся от чая и едем вперед полтора-два километра до Щельи, которая в свое время была укрепленным пригородом Кевролы. Тут сохранился уникальный деревянный ансамбль: Никольская церковь (освящена в 1700 году)и рядом с ней покосившаяся колокольня 1798 года.
Сколько они ещё простоят…
Изображение
Изображение
Переправились через Пинегу в районе «Рыбзавода» (по 250 рэ), заехали на вокзал в Карпогорах дабы взять билет Трофиму, но касса была уже закрытают- работают немного днем и столько же вечером. Решили, что ждать не будем, сделаем пока кружочек -вниз по правому берегу Пинеги до Чешегоры, переправимся в Пиринемь. Здесь до недавнего времени был деревянный ансамбль, но сгорел в 1985 году. Сейчас тут установлен крест. Здесь же похоронена местночтимая святая Параскева Пиринемская (сестра Артемия Веркольского), чьи мощи хранились под спудом храма и были обретены в 1616 году. Проехали еще немного вниз по левому берегу через Матверу и встали на ночевку у заброшенной деревни (кажется, недалеко за д. Высокая), от которой остался только один дом и обилие малины.
Изображение
Изображение
13 день. Утро начинается с посещения Чаколы, где находим могилу пинежской сказительницы (N64*19’09,71” E44*18’30,46”). По приглашению А.В.Луначарского в 1915 и 1921 годах она выступала и в Москве и в Петрограде. Он называл ее «государственной бабушкой», ей была назначена государственная премия. Радует, что могилка ухожена. А в селе нам сразу же рассказали, как к ней проехать.
Изображение
По левому берегу поднимаемся в сторону Ясного. Заезжаем еще раз в Пиринемь, т.к. накануне проехали без остановки. Узнаем у встретившейся женщины про Параскеву Пиринемскую. Она с радостью вызвалась нас проводить. О селе своем говорила с гордостью, радовалась, что храм восстанавливают.
Изображение
Сегодня нам все же надо поспеть в кассу за билетом для Трофима (закрывалась она то ли в час, то ли в два, не помню). Поэтому решили разделиться: Саня с Володей едут в Карпогоры, а мы с Егором продолжаем неспешно знакомиться со здешними местами. Встретимся с ребятами у переправы в Ясном. Следующая наша остановка в Шотогорке. Не сразу находим часовню (Георгиевская?), она старая, начала XVIII века. Похоже, доживает последние годы. Здесь даже не видно попыток восстановления.
Изображение
Тут же, за оградкой , сохранилось только два могильных памятника, совсем разного времени, но в какой-то степени олицетворяющие примирение разных мировоззрений.
Изображение
А рядом заброшенный дом. Кронштейн с датой будто недавно вырезан, но лет-то ему уже сколько!
Изображение
Недалеко виднеются следы жилья. Вообще деревня достаточно обжитая…
Изображение
От Шотогорки до Березника 7-8 км, едем почти час. Как-то проскочили нужную отворотку, но навигатор показывал правильное общее направление, да и следы какие-то от колесной техники виднелись. В Березник выехали из каких-то кустов с опушки леса и сразу уткнулись в ветряк. Рядом было здание начальной школы, явно уже не используемое.
Изображение
Изображение
А недалеко за околицей целый ансамбль. Часовня датируется началом XVIIIв.
Внутри, видно, были сусеки для хранения
Изображение

и такой вот аппарат.
Изображение

Вид с колоколенки.
Изображение

Дальше берегом Пинеги едем к переправе на встречу с ребятами. Думали, что опять заплутали, т.к. дорога по карте шла, вроде, выше. Но, встретив Жигуленка, были удивлены и успокоены.
Изображение
Изображение

Билет взят. Отправление поздно вечером. Гуляем по Карпогорам, обедаем, заглядываем на подворье Веркольского монастыря.
Изображение
Здесь нас встретили как родных. Мы купили у них монастырского кваса, молока, творога, мясного рулетика. Вроде и люди приветливые, и храм стоит, и место красивое на берегу, но как-то не дрогнуло ничего внутри. То ли церковь уж очень современная, то ли просто не намолено еще. Не знаю.
А на сегодня хотим добраться до Верколы и попробовать попасть в Веркольский монастырь. Проехали по селу, посмотрели по сторонам и как-то ничего не узналось из того, что видели мы тут лет шесть назад. Тогда нас провели по Верколе с экскурсоводом, показали музей Федора Абрамова и, наверное, как-то особенно верно расставили акценты, потому что в памяти остались только огромные старые дома. Сейчас оказалось все гораздо скромнее. Мы долго ездили вдоль берега в поисках перевоза. Наконец удается узнать у местных ребят номер телефона лодочника. Звоним. Тот говорит, что без благословения не может нас перевезти, поэтому должен позвонить батюшке и попросить его. Через некоторое время созваниваемся, и выясняется, что можно, но после службы. А она только началась. Подумали-подумали и решили ехать дальше - нам еще лагерь ставить, да Трофима везти к поезду. На ночевку встаем на берегу Пинеги при впадении реки Сямженьги.
Изображение
На прощальный ужин с Трофимом были вкусности из монастыря, да свежая выпечка из столовой, ну и всякое традиционное…

14 день. Вот и осталось нас трое. Сегодня должны принять решение по маршруту - через Сосновку – Мамониху – Северный или Нюхчу – Кучкас – Хорнему. Утром, как следует, высыпаемся и двигаемся дальше. Заехали в Явзору, но как-то ничего не нашли, да и не очень старались. Привыкаем пока к нашей малочисленности. В Острове опять пытались найти перевоз. Тут должен ходить катерок в Суру. Нам опять не повезло. Из-за мелководья катер не ходит, можно попытаться найти лодку, но решили сэкономить время. В Суре мы тоже уже были 6 лет назад. В Городецке останавливаемся посмотреть известный дом Ширяева 1885 г. С тарелкой он смотрится как-то несуразно, но зато крепкий и ухоженный. Как говорится: «Красоту не скроешь».
Изображение
Изображение

Проезжаем через село Сульца.
Изображение
В Сосновке проверяем наличие «секретной» заправки. Информацию по ней в интернете не нашли, да и заправщики в Карпогорах про нее ничего не говорили.
После Карпогор АЗС была только в Заедовье, там и узнали про эту.
Изображение
Здесь же заходим в магазин. Надо собрать информацию по дороге на Кучкас - Хорнему. Название подходящее, думаем, тут нам что-то разъяснят. Но продавец как-то неуверенно сказал, что вроде там ездят. Поспрашали еще пару водителей на улице. Один очень уверенно заявил: «Да ТАМ на Жигулях катаются…» Мы усомнились в его словах, но человеческое сознание всегда пытается выдать желаемое за действительное. Вот и мы так. Решили попробовать, тем более, что пути к отступлению были – всегда можно вернуться в Сосновку и переправиться в Мамониху, а там – до Северного по технологической трассе.
Изображение
До Нюхчи – Занюхчи доехали без проблем
Изображение

Дальше был Кучкас с пионерским лагерем, проехали по деревне, не выходя из машин, и вернулись на «трассу». Впереди полная неопределенность. Проезжаем, судя по всему, отворотку на Благоево (тоже вариант для отступления, до Благоево-Усогорска, судя по отчетам, проблем с дорогой нет, а дальше мы уже ездили) и начинаем погружаться в здешнюю красоту и тишину.
Изображение

Времени уже к семи вечера. Едем, но пока едется. Через полчаса показалась первая охотничья изба. Из любопытства заглянули внутрь.
Изображение

Дальше спуск к ручью, и первая переправа.
Изображение
Изображение

Еще минут через двадцать пути снова ручей, минут 10-15 на подготовку. Преодолеваем и едем дальше.
Изображение
Изображение
Изображение

Места замечательные, не зря считаются одними из красивейших на Пинеге. Между препятствиями успеваем любоваться природой и настроиться на «взятие» очередного рубежа.
Изображение
По дороге возник вопрос – что это за единичные обуглившиеся стволы (как на нижнем фото), которых попадается достаточно много прямо среди нормального невыгоревшего леса?

Изображение

Где-то через полчаса начинаем подумывать о ночлеге. Мальчики мои утомились, и мы решили попробовать заглянуть в одну избушку, обозначенную на генштабовской карте. Надо заметить, что дорога эта идет четко по карте 80-х годов. Домушка оказалась на месте и мы, ожидая увидеть интерьер, как в предыдущей избе, были приятно удивлены. Нет, мы были просто в шоке от того, что увидели в этой глуши! Ковер на стене, да тапочки под кроватью!!! На стене висит заговор на удачную охоту. На полке керосинка, еда, посуда. На крыльце дрова и канистра с топливом. Чисто и опрятно. А какой вид на реку! Тут мы и заночевали!
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Спалось этой ночью очень сладко.

15 день. Утречком нажарили оладушков на монастырской простокваше, оставили гостинцы и записку с благодарностью за приют и поехали навстречу полной неизвестности.
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/5412/16858080.19/0_6daee_935dee42_XL[img]

Этот день растянулся в одно большое строительство мостов и преодоление ручьев и болот. В какой-то момент было желание развернуться, но лень от того, что надо будет все это проходить в обратном порядке и надежда на то, что последующие препятствия будут легче, не дали нам этого сделать. Только вперед!
Изображение
Изображение

В одном таком болоте провели, наверное, около двух часов для наведения переправы. Я, внеся, свои пять копеек в строительство, чтобы сильно не мешать ребятам, пошла вперед на разведку переправы через реку Мутокурка, которая вызывала сильные опасения. Вышла в поле на берегу Пинеги, следы от колес совсем пропали. Увидела поклонный крест, упоминание о нем мне нигде не встречалось.
Изображение

Возвращаюсь, докладываю, что речку не нашла. У ребят уже почти все готово. Проезжаем, практически, без проблем. Правильно Егор говорил: «Главное - качественная подготовка!» На поиски переправы через Мутокурку уходит некоторое время. Разделились: Саня поехал к поклонному кресту, посмотреть, что творится за полем. А мы с Егором решили проверить одну отворотку. Берег с нашей стороны крутой, заросший. Да и противоположный тоже. Возвращаемся к Саше.
Изображение

В конце Саниного поля виднеется изба. Пробираемся через траву. Кажется, была там табличка с надписью «причал Мутокурка». А рядом – о радость! – достаточно свежие следы трактора, уходящего к устью этой злополучной реки.
На том берегу виднеется выезд. Пересекаем по границе впадения ее в Пинегу и выбираемся на противоположный берег. Следующие переправы выпали из памяти. После брода через Шочу останавливаемся на перекус. Времени около пяти вечера. Выехали утром в 11, проехали около 19 км. Скорость наша ого-го!
Изображение

После обеда Санек расслабился. Шел левыми колесами четко по следам Джимца, да вот забыл, что его-то машинка пошире будет)))
Изображение

Казалось, что самые большие неприятности позади. Но впереди нас ждало еще несколько неожиданных луж. В одной из них, прямо напротив Северного, мы провели больше часа.
Изображение

Ребята настолько устали, что я не хотела фотографировать, чтобы лишний раз их не раздражать ))). В основном Пинежский тракт заснят на видео, может получится выложить в интернет. Пока расчищали очередной завал, я пошла искать место для ночлега. Времени уже около десяти. Первый съезд к Пинеге наш. Под дождем ставим лагерь. С завистью смотрим, как по другому берегу изредка проезжают – на нормальной скорости – машины. А что еще впереди у нас – не ясно. Наша цель Хорнема. Саша решил померить Пинегу – плавки не замочил. И мы радостно принимаем решение: если на утро будут проблемы с дорогой, переправимся прямо тут. ( И поедем до Хорнемы по левому берегу. А там, как нам было известно, должен быть паром, на нем вернемся опять на правый берег). Это мы уже потом узнали, что из-за малой воды паром не ходит! Итак, под дождем засыпаем и под дождем просыпаемся.

16 день. Поскольку пассажирское место у Саши освободилось –там теперь ездит бензопила, у нее теперь много работы. И назвали мы ее в честь выбывшего штурмана – Трофимка. Надо заметить, что тезка справлялся со своими обязанностями тоже на отлично. Только впереди завал, говорим: «Трофимка, выходи!» и он начинает активно работать!
Изображение

Пока готовила завтрак, мальчики пошли смотреть, что за дорога нам предстоит. Вернулись радостные: «Там впереди брод и лежит капот от тех Жигулей, которые здесь ездят». (Эти Жигули, про которые нам упомянули в Сосновке, мы частенько вспоминали по дороге). Когда мыла посуду в речке показалась моторная лодка. Решила ее тормознуть и полюбопытствовать, что нас ждет. Дядечка ничуть не удивился нашему здесь присутствию и сказал, что раз до сюда доехали, то дальше для нас все неплохо. Главное на нужную колею выехать отсюда.
Изображение
Изображение

Ну, а дальше все уже пошло спокойнее. В какой-то момент из-под машины послышался стук. Егор полез разбираться.
Изображение

Оказалось – результат езды по полям )))
Изображение

Похоже, все сложности остались позади. Приезжаем в Осяткино, покупаем что-то в магазине, узнаем про дальнейшую дорогу. Торможу какой- то грузовичек, чтоб поговорить с водителем. Он прямо выпадает из кабины, но охотно объясняет дорогу.

Изображение
Изображение

Очень хочется заехать в Согру, но нас посылают через Красную. К сожалению времени на покорение не остается. Может еще вернемся сюда, много здесь осталось не посмотренного.
Изображение

А вот и Илеша, которая наводила страх, пока мы в Москве готовили маршрут. Но сухое лето внесло свои поправки.
Изображение

Перекусываем, и, пока ребята занимаются с машиной, я прогуливаюсь по Усть-Илеше.

Изображение

Изображение

Изображение

Через час мы уже в Красном.

Изображение

А еще через час, по дороге на Двинской, встречаем группу Ивано из Словакии.
Обменялись впечатлениями. Ихний MAN не влез на баржу в У. Кыме, вот они маршрут и поменяли. Они интересовались, что еще можно у нас посмотреть. Мы им много наговорили чего, причем радиусы в 500 км их нисколько не смущали.
Изображение

Едем дальше. В Верхней Тойме долго плутаем по городу в поисках парома. Народ толком объяснить не может – больно сложная дорога к нему. И вдруг в самом центре встречаем снова группу Ивано. Они озадачены той же проблемой. К этому времени мы примерно знали направление движения, а они нам сказали, что только что оттуда вернулись, и никакого парома там нет. Мы решили проверить сами. Через некоторое время видим, что они едут за нами. Мы выезжаем на край города, едем какими-то огородами, полянками и на опушке встречаем отдыхающий народ. На вопрос: «Где паром?» Смеются и показывают куда-то вдаль: «Вот, под горку, там брод будет. Ну, и дальше по колее» Я решила, что насчет брода они пошутили, имея ввиду паромную переправу. Ан нет! Самый настоящий брод!


Словаки помедлили немного и поспешили за нами. На пароме переправлялись вместе, болтали о всяко-разном. Мы подарили им один экземпляр нашей дорожной книги, а они провели нам экскурсию по своему дому на колесах.
Изображение

Время уже позднее, а нам бы хотелось добраться до М-8, чтобы выйти на финишную прямую. Завтра надо быть в Москве. Где-то около 10 вечера пересекаем речку Тулгас и видим справа деревянный ансамбль из двух церквей. Выходим посмотреть, но уже очень темно. Дома я хотела про них узнать что-нибудь , но информации никакой не нашла.
Изображение
Изображение

Выезжаем на М-8. Уже и кушать хочется и спать. Думаем остановиться в первой попавшейся гостинице. Но, увы. По дороге ничего не попадается. В районе Шенкурска находим круглосуточную кафешку, ужинаем, чтобы в лагере с этим не возиться, проезжаем еще немного и встаем на ночевку на реке Паденьге. Время уже за полночь, быстро разбиваем лагерь, и спать.

17 день. Утром убедились, что место выбрано красивое. Надо отдать должное нашему штурманскому коллективу, что ни разу мы не ставили лагерь «абы как».
Все места были вполне достойными, иногда с трудными и долгими подъездами, но оно того стоило. Прогулявшись по округе набрела в лесу на памятник, поставленный, кажется в восьмидесятые годы погибшим при . исполнении служебного долга сержанту и прорабу ( может, путаю звания-должности, но суть в том, что военный и строитель) Странное сочетание. Тем не менее – светлая им память.
Неспешно собираемся и едем в сторону дома. Уже ничего не смотрим, а просто спокойно осмысливаем наш отпуск и ждем встречи с теми, кто так терпеливо ждал нас дома.
На подъезде к Москве, около полуночи, встаем в пробку. После еле заметного продвижения выясняется, что дорогу перегородила перевернутая фура с пивом! Конечно же она была оцеплена, но движение замедлялось еще и от того, что народ невольно тормозил и засматривался на такое «богатство».
Все. Вот мы и дома.
Спасибо за внимание)))
Изображение

Все остальные фото можно посмотреть тут:
http://fotki.yandex.ru/users/fsbak/album/170753/
А вот с кино сложнее. Не хватает навыков обработки всего отснятого.(Может когда-нибудь и добавлю). Поэтому здесь дам ссылку только на часть по Старому Пинежскому тракту, т.к. это может пригодиться тем, кто туда собирается. Для остальных он никакого интереса не представит. Фильм, практически, не редактировался. Кроме этого, удалось записать его только в широкоформатном виде, поэтому все немного расползлось вширь) Но это не мешает создать представление о самом тракте. Большая часть снималась из авто, на ходу пилотом Саней, т.к. он в машине остался один и взял все в свои руки - и рулежку, и съемку). Первые 7 минут – виды Нюхчи – Занюхчи в режиме non-stop); ну, а дальше сплошной лес…
http://video.yandex.ru/users/fsbak/view/1/#
За всё спасибо!
Сузуки Джимнец
Аватара пользователя
AnnaK
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 2605
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 17:39
Откуда: Москва, Лианозово

Вернуться в Фото и видео отчеты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron