Дорога ветров. Монголия 2014.

Фото отчеты и видео зарисовки наших путешествий и мероприятий

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение Sam » 24 окт 2014, 12:22

Браво, Саша!

Прекрасный рассказ и фантастические фото.
Вопрос, а побывали в местах описанных в книге, ставшей названием вашей экспедиции, "Дорога ветров" ? Там так живо описаны места где их экспедиция работала. Очень интересно увидетьв живую :( на фото. Книга, кстати, отличная. С удовольствием прочитал.
Аркадий (Pajero IV white, а сейчас в основном своим ходом )
Аватара пользователя
Sam
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 14:56
Откуда: издалека - из ЮВА

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение mralex » 24 окт 2014, 13:22

Sam писал(а):Вопрос, а побывали в местах описанных в книге, ставшей названием вашей экспедиции, "Дорога ветров" ?


Да, пересечение маршрутов было.
Вот карта маршрутов Ефремова и наша с треком (в Гобийской части).

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение Sam » 24 окт 2014, 17:40

Спасибо. Привязался к местности :).
А то книгу из интернета скачал и без карт. В книге очень поразили описания долин в которых они находили окаменелости: русла древних рек, всевозможные столбы, конусы выветривания состоящие из отложений разных геологических эпох. Фантазия конечно нарисовала, но если бы знающий и побывавший там человек мог бы показать снимки таких мест, то было бы здорово.. ))
Аркадий (Pajero IV white, а сейчас в основном своим ходом )
Аватара пользователя
Sam
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 14:56
Откуда: издалека - из ЮВА

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение AlexxDiams » 25 окт 2014, 01:50

Здорово! Фотографии и тексты замечательные. :)
AlexxDiams
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 22:52

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение mralex » 27 окт 2014, 14:38

Изображение

Поскольку народ активно интересуется, опишу некоторые технические вопросы нашей поездки... Лирики не будет, будет сбивчивый сумбурный рассказ. :)

Изображение

Изображение

Все путешествие от дома до дома заняло три недели. Для моего отпуска это предел мечтаний, поэтому варианты с доездом своими колесами до границы не рассматривались. Мы забрасывались в Красноярск самолетами и автовозами.
И я вовсе не считаю (как некоторые), что пользоваться автовозом для заброски машины к точке старта основного маршрута это "не тру". Мы уже ездили в Алтай и Тыву своим ходом и могу ответственно заявить: прошивание пространства по нашим родным федеральным трассам это удовольствие ниже среднего. Если есть время на такое путешествие как у Климова, с радиалками, неспешное и размерянное созерцание, то конечно. Это само по себе стоит пройденных километров. А просто гнать пять суток, приехать на границу выжатым как лимон и тут же начать менять масло в движке - это как мне кажется как раз "не тру". Тем более что потом надо еще пять суток прошивать пространство в обратном направлении, домой.

Изображение
Изображение

Самое сложное, это билеты. Как ни странно. Если решили ехать в Монголию и забрасываться таким образом, первым делом - заказывай билеты на самолет. Чем раньше тем лучше. Этим вы сэкономите _много_ денег. Например, я покупал билеты "обратно" в мае, за два с лишним месяца до вылета. Три билета на семью обошлись мне столько же как Белке один, но купленный в день отлета из Красноярска.

Изображение

Изображение

Машину можно отправить жд контейнером, можно автомозом. ЖД перевозка стоит одинаково "туда" и "обратно". На июль 2014 цена была 60тр в одну сторону. Да, есть гарантия что она приедет, что она приедет в срок, но за это придется выложить на круг 120тр. Другой вариант - автовоз. Тут все хитрее. Автовоз идущий на восток стоит дороже чем автовоз идущий на запад. Отправить машину "туда" = 50тр. Отправить машину "обратно" =30тр. Цифры минимальные на лето 2014 года. За меньшие деньги никто не повезет. Есть конечно вариант сэкономить на обратном автовозе, просто поймав на трассе водилу который пилит в Москву и готов взять попутный груз. Но и в этом случае цена будет где-то 25тр. Вряд ли меньше. Таким образом, отправить машину "туда-обратно" можно за 80тр. Согласитесь, если вы едете с напарником-штурманом и делите расходы пополам, то это вполне терпимо...

Изображение

Изображение
Почему был выбран Красноярск. Красноярск является крупным транспортным узлом расположенным на сибирской трассе. Поэтому все доставки до этого города сильно дешевле, чем например до Абакана. Иркутск тоже расположен на этой же трассе, чуть восточнее. Логично было бы обратно ехать до Иркутска и вылетать из этого города. Однако оказалось что это существенно дороже. И билеты, и автовоз стоят в/из Иркутска сильно больше. В случае с автовозом я этот момент еще могу объяснить: между Красноярском и Иркутском наша замечательная федеральная трасса на довольно-таки большом участке представляет собой убитый грейдер, по которому в клубах адской пыли еле-еле плетуться фуры. В случае с самолетом - просто жадность перевозчиков, ну или аэропорт Иркутска более сложный, не знаю... то есть Красноярск был выбран как наиболее оптимальная точка старта.

Изображение

Визы отменили в августе, мы были одни из последних, кто получали визы в паспорта. Так что тут описывать уже нечего. Хотя тоже был некий квест как все это получить. Границу "туда" мы переходили в пункте Хандагайты (Тыва). Это новый и совершенно пустой пункт. Очереди совсем нет.

Изображение

Изображение

Монголия состоит из Аймаков. Аймаки состоят из Сомонов. Аймак это вроде нашей губернии. Сомон это вроде района. Столицы аймаков это такие вполне себе города, с несколькими заправками, гостиницами, банками и прочими атрибутами цивилизации. Столицы сомонов (райцентры) это в нашем понимании - поселки городского типа. Есть заправки (две-три), возможно банк, наверняка - магазин.
Изображение
Изображение
В поездках по Монголии надо учитывать один очень важный нюанс. Его сложно сформулировать, так что бы поняли правильно. Все что там есть, его как бы и нет. То есть на вопрос "Дизель есть"? Заправщик бодро отвечает "Да!" И только потом добавляет "Но он кончился". Или даже так: "Да!" Берешь, нюхаешь шланг, а там бензин. Видишь банк - ура, поменяю деньги. Он даже открыт и работает! О чудо! Заходишь, спрашиваешь: "Деньги можно поменять?" Сотрудник отвечает "Нет!" Другими словами, ответ "Вообще - да, но прямо сейчас - нет" для Монголии совершенно органичен. "Хлеб есть?" "Да, завтра будет" и так далее... Все это важно при планировании маршрута, тк все прочие населенные пункты кроме столиц, в Монголии практически отсутствуют. Нету там других населенных пунктов. Монголы живут в юртах, раскиданных по степям и горным долинам.

Изображение

Изображение
В районах Монгольского Алтая (северо-запад) может быть плохо с дизелем. Основной транспорт там - старые советские уазики, завезенные еще во времена СССР и до сих пор как-то передвигающиеся. Около каждой юрты - УАЗик. Других машин там практически нет. Тойоты, Митсубиси, и Ниссаны начинают встречаться только в восточной и северо-восточной части, ближе к туристическим трассам. Там с дизелем уже проблем нет. Но на Алтайскую часть надо везти приличный запас топлива. В максимуме у меня было на борту (как и у каждого из нас) 170 литров дизеля. Этого хватило с лихвой, но в случае если бы в одном центре сомона дизтоплива нам не налили, то хватило бы совсем впритык. Вся солярка в Монголии привозная из России, поэтому качество хорошее.
Изображение

Изображение

С названиями населенных пунктов там все очень плохо. Мы проезжали штук пять (не меньше) поселков и несколько городков Алтай, например. Кроме того, название на карте и название по-жизни может совсем не совпадать.
Изображение

Изображение

Въехать в поселок просто, все колеи в округе так или иначе идут в поселок. А вот выехать сложно, тк на выезде десятки колей которые расходятся в разные стороны и выбрав "ту что чуть левее" можно в итоге ошибиться с правильным направлением. Типичный разговор по рации: "Ребята, вы как из поселка выехали?" "От заправки направо, между забором и гнилым сараем, потом будут бараны стоять слева и две колеи вперед, мы взяли ту что левее пошла". "Ага, поняли, идем за вами." "А мы взяли правее!" "Ну ничего, они через десять километров, за той горой, сходятся похоже. Сразу не перестраивайтесь, там овраг адский".

Изображение
Изображение

Мы везли с собой много подарков-сувениров. Накупили воздушных шариков, конфет, фломастеров, карандашей, наделали футболок и раздаривали по дороге детишкам. Монгольские дети выводят из строя самые надежные мимимиметры. Им хочется все отдать. Причем они не клянчат, не прыгают вокруг, а просто стоят и с серьезным любопытством смотрят на тебя совершенно потрясающими черными глазами.
Если поедете туда, обязательно берите все перечисленное, но еще лучше какие-то российские сладости которые могут сохраниться в дороге. Не шоколад (растает). Печенье, вафли, леденцы, сушки и тд.
Просто послушайте совет, берите. Не пожалеете. :)

Изображение

Изображение

Связь в Монголии, как и все остальное - какбы есть, но сейчас нет. Мобильники работают в поселке, сразу после выезда совсем ничего не работает. Ребята покупали местные карточки чтобы постить в Инстаграмм фотографии. Инстаграмм не работает. То есть вообще работает, но прямо сейчас - нет. Лучшая связь - УКВ. Потому что разъезжаться команда будет обязательно и скорее всего на десятки километров. СиБи там вообще не катит. Для связи с большой землей - спутниковый Иридиум. Опробовал в первый раз в этой поездке - действительно, работает везде. Под любой скалой, в любом ущелье сигнал ловится и до Москвы можно дозвониться за 1.5 $/минута.

Изображение

Изображение

В погранзоны требуется специальное разрешение и монгол-проводник. Для каждого аймака разрешение нужно получать отдельно. На погранзаставах проверяют паспорта, разрешения и наличие проводника.
Тут я пожалуй публично в подробности вдаваться не буду, скажу только, что в порядке соблюдения строгих правил Монголия не далеко ушла от России. Для общения с пограничниками у нас в запасе были: правильные документы, не совсем правильные документы, совсем не правильные документы, записки от каких-то мутных людей, письма в поддержку нашей экспедиции от общества сексуальных большинств, клуба подмосковных энтомологов и других несуществующих клубов, была легенда про то куда подевался наш проводник, ну и конечно смекалка и присядка тоже. В итоге только один раз нас серьезно задержали на заставе и отправили на разборку в погранотряд. Но это было уже на выезде из приграничной территории. В итоге промурыжив в общей сложности часов пять-шесть, наказали нас тем что отправили вон из погранзоны, что нам собственно и требовалось, потому что как раз укладывалось в маршрутный план. В личном общении я могу рассказать подробности кому очень надо, но не факт конечно, что все рецепты сработают. Монголы быстро учатся и то что вчера еще не было правилом, сегодня стало правилом необязательным, завтра может станет уже весьма серьезным ограничением обойти которое не выйдет.

Изображение

Изображение

Большие колеса в Монголии не обязательны. 33 размера вполне достаточно. Обязательно брать ремкомплект для бескамерных шин, много жгутиков, камеру на всякий случай. Две запаски я бы сказал - не обязательно, если ехать аккуратно. Остерегайтесь саксаула. Он ОЧЕНЬ острый. Прокалывает даже симекс.

Изображение

Изображение

Запчасти берите по полной программе. Бродов глубоких не было. Вообще многие реки, нарисованные на картах как реки представляют собой сухие каменистые русла. Это на конец июля - начало августа. Ямы, канавы, промоины, внезапные острые камни - очень много. Если колея перегорожена аккуратно разложенным рядом мелких белых булыжников - впереди глубокая промоина. Подвеска должна быть в идеале. Резинки аммов положить в запчасти. Все что может отвалиться - отвалится. Все что может открутиться - открутится. Все что плохо припаяно - оторвется. Радиатор должен быть промыт перед выездом, система охлаждения должна быть в идеале.
Ну и конечно вся машина изнутри, вся техника, все не упакованные вещи, и еда, все будет покрыто толстым толстым слоем пыли.

Изображение

Изображение

Для иллюстрации адской вибрации: у Аркадия внешняя антенна УКВ станции сломалась пополам просто по металлу. Я бы не поверил если не увидел своими глазами. Лопнула и все. На паджере отвалилась вся защита днища, косточки стабилизатора развалились, лопнула в двух местах задняя пружина (это не полный список :) ). У Белки разболталось крепление кузова. У меня после попадания в адскую канаву нахрен свернуло руль. Не погнуло тягу, а именно провернуло в редукторе вал. В общем, машины должны быть прокачаны до выезда.

Изображение

Изображение

уфф... что забыл еще допишу... Картинки еще остались...
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение discovery3 » 27 окт 2014, 21:13

Ух, какие картинки классные! Я бы, пожалуй, съездил!
Аватара пользователя
discovery3
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 684
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 11:50

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение mralex » 27 окт 2014, 23:13

discovery3 писал(а):Ух, какие картинки классные! Я бы, пожалуй, съездил!


Надо с монгольского министерства культуры стрясти маркетинговый бюджет. :lol:
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение Gluck » 28 окт 2014, 13:22

Красиво, блин. Чем-то на Марокко похоже. Только кактусов не видно.
И похоже порода ящериц такая же. Которым почему-то очень надо, сразу всем, перебежать дорогу перед твоей машину. Не убежать в другую сторону, а перебежать дорогу.

Саня, не переживай, теперь все не тру кроме этого http://auto.newsru.com/article/10oct2014/gelandewagen
Gluck
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 500
Зарегистрирован: 15 июн 2013, 00:48

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение mralex » 28 окт 2014, 16:24

Gluck писал(а):Саня, не переживай, теперь все не тру кроме этого http://auto.newsru.com/article/10oct2014/gelandewagen


Да, читал про Отто. Могучий дед. Просто - супербизон.
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Re: Дорога ветров. Монголия 2014.

Сообщение mralex » 28 окт 2014, 16:27

Изображение

Еще немного сумбурной информации и картинок...

Изображение

Про воду.
Я брал с собой емкости для запаса воды аж на 50 литров, в канистрах по 10 литров каждая. Это много, хватило. Но мы прошли пустынную часть без аварийных остановок. В случае задержки хотя бы на сутки проблемы с водой начались бы очень резко и больно. Чисто психологически - довольно сложное ощущение, я уже писал.

Изображение

Вода в пустыне, как и все остальное в этой стране есть, но прямо сейчас как мы помним - нет. Потресковшаяся почва, намытые весенними дождями промоины, явные признаки пересохших болот, все это говорит о том что вода тут бывает. Но если что случится, то конечно дожить до дождя не представляется возможным. На картах генштаба можно найти множество колодцев и источников.

Изображение

Изображение

Но и тут системы никакой нет. Если источник на карте помечен как "именной", то из него совершенно точно можно брать воду. Если именной, с указанием суточного дебита скважины, то скорее всего эта скважина законсервирована и сверху стоит заколоченная будка. Если это просто точка-родник на карте, то скорее всего на этом месте вы встретите красивый оазис, посреди которого будет расположена тухлая лужа с вонючей болотиной, в двух метрах от которой валяется мертвый верблюд.

Изображение

Изображение

Конечно, всю воду надо кипятить. Только один раз я не удержался и присосался прямо к струе ледяной воды, бьющей из горы, успев подумать: "Турбодрищ тебе, Саша, обеспечен... сдохнешь в мучениях... ну и хрен с ним". Но вода оказалась очень чистой и очень приятной на вкус. Да и последствий никаких не было.

Изображение

Изображение

Воду в канистрах надо регулярно проверять на тухлость, часть может испортиться за пару дней дороги. Именно поэтому я бы не рекомендовал сливать всю воду в одну большую емкость.
В общем, эти базовые вещи и так все знают, пишу на всякий случай...

Изображение

Изображение

Про еду.
Я совершенно разлюбил тушенку. Видеть ее больше не могу. Кажется наелся на год вперед. И полюбил баранину. Свежий баран совершенно не пахнет (был у меня такой стереотип, что баранина воняет), очень вкусный в любом виде. Отдельно рекомендую свежую баранью печенку. Зажаренную с лучком... ммм... это праздник для израненного тушенкой и макаронами желудка.

Изображение

Изображение

Про юрты.
Про юрты тоже хочу написать. Снаружи юрты выглядят очень невзрачно. Мы привыкли к избам, к наличникам, к деревянным и каменным строениям. Привыкли к заборам наконец. Тут все иначе. Весь антураж вокруг примерно такой... Пасущиеся бараны, кучи кизяка, бараньи кости, изрытая копытами площадка на которой еле живой УАЗ без колеса. То есть картина неприглядная. И вот заходишь в юрту.
А там очень светло, тепло, очень чисто, пахнет молоком и хозяйка тебе улыбается, и дети в каком-то невероятном количестве лезут посмотреть на чужеземца. Юрта это дом! Это не чулан, не ночлежка. Это дом, в котором основательно живет семья. Тут на стенах фотографии родителей мужа и фотографии родителей жены. Почетные грамоты детей и другие ценные бумаги. Ковры с ручной вышивкой... Вот так выглядит юрта изнутри.

Изображение

Вас от души угощают монгольиским чаем, кумысом и разнообразным сухим сыром...
Поэтому как бы невзрачно не выглядели люди которые пасут скот, живут посреди степи в юртах, топят печки кизяком, разделывают баранов острыми кровавыми ножами, носят старую потрепанную одежду... Они очень добрые и гостеприимные люди. И у них есть свой чистый и светлый маленький мир посреди большой степи - юрта.

Изображение

Изображение

Про масштаб.
Воздух в Монголии очень чистый. Прозрачность потрясающая. Вместе с масштабами окружающих красот все это приводит к совершенно удивительному эффекту. Вот смотрите. Эта картинка снята на широкоугольник 17-40мм. До гор на заднем плане что-то около 35-40 километров.
Изображение

А вот кроп с этой картинки из полного размера.

Изображение

Изображение

То есть видимость просто удивительная. Если начать всматриваться, то можно разглядеть мельчайшие детали не вооруженным взглядом. Для наших глаз такие провалы в пространстве совершенно не привычны.

Изображение

Ничто не мешает, нет дымки, смога, бетонных стен, острых углов и химических ярких красок. Глаза отдыхают и начинают замечать самые мелкие детали окружающего ландшафта. Одинокая лиственница, камень, еле заметная колея, заяц, юрта, пастух на лошади... Так, охватывая взглядом большое начинаешь видеть малое.

Изображение

Ну вот на этом, пожалуй и можно закончить с техническим сумбуром. Спасибо всем кто прочитал до конца.

Изображение
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Фото и видео отчеты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron