Поскольку народ активно интересуется, опишу некоторые технические вопросы нашей поездки... Лирики не будет, будет сбивчивый сумбурный рассказ.
Все путешествие от дома до дома заняло три недели. Для моего отпуска это предел мечтаний, поэтому варианты с доездом своими колесами до границы не рассматривались. Мы забрасывались в Красноярск самолетами и автовозами.
И я вовсе не считаю (как некоторые), что пользоваться автовозом для заброски машины к точке старта основного маршрута это "не тру". Мы уже ездили в Алтай и Тыву своим ходом и могу ответственно заявить: прошивание пространства по нашим родным федеральным трассам это удовольствие ниже среднего. Если есть время на такое путешествие как у Климова, с радиалками, неспешное и размерянное созерцание, то конечно. Это само по себе стоит пройденных километров. А просто гнать пять суток, приехать на границу выжатым как лимон и тут же начать менять масло в движке - это как мне кажется как раз "не тру". Тем более что потом надо еще пять суток прошивать пространство в обратном направлении, домой.
Самое сложное, это билеты. Как ни странно. Если решили ехать в Монголию и забрасываться таким образом, первым делом - заказывай билеты на самолет. Чем раньше тем лучше. Этим вы сэкономите _много_ денег. Например, я покупал билеты "обратно" в мае, за два с лишним месяца до вылета. Три билета на семью обошлись мне столько же как Белке один, но купленный в день отлета из Красноярска.
Машину можно отправить жд контейнером, можно автомозом. ЖД перевозка стоит одинаково "туда" и "обратно". На июль 2014 цена была 60тр в одну сторону. Да, есть гарантия что она приедет, что она приедет в срок, но за это придется выложить на круг 120тр. Другой вариант - автовоз. Тут все хитрее. Автовоз идущий на восток стоит дороже чем автовоз идущий на запад. Отправить машину "туда" = 50тр. Отправить машину "обратно" =30тр. Цифры минимальные на лето 2014 года. За меньшие деньги никто не повезет. Есть конечно вариант сэкономить на обратном автовозе, просто поймав на трассе водилу который пилит в Москву и готов взять попутный груз. Но и в этом случае цена будет где-то 25тр. Вряд ли меньше. Таким образом, отправить машину "туда-обратно" можно за 80тр. Согласитесь, если вы едете с напарником-штурманом и делите расходы пополам, то это вполне терпимо...
Почему был выбран Красноярск. Красноярск является крупным транспортным узлом расположенным на сибирской трассе. Поэтому все доставки до этого города сильно дешевле, чем например до Абакана. Иркутск тоже расположен на этой же трассе, чуть восточнее. Логично было бы обратно ехать до Иркутска и вылетать из этого города. Однако оказалось что это существенно дороже. И билеты, и автовоз стоят в/из Иркутска сильно больше. В случае с автовозом я этот момент еще могу объяснить: между Красноярском и Иркутском наша замечательная федеральная трасса на довольно-таки большом участке представляет собой убитый грейдер, по которому в клубах адской пыли еле-еле плетуться фуры. В случае с самолетом - просто жадность перевозчиков, ну или аэропорт Иркутска более сложный, не знаю... то есть Красноярск был выбран как наиболее оптимальная точка старта.
Визы отменили в августе, мы были одни из последних, кто получали визы в паспорта. Так что тут описывать уже нечего. Хотя тоже был некий квест как все это получить. Границу "туда" мы переходили в пункте Хандагайты (Тыва). Это новый и совершенно пустой пункт. Очереди совсем нет.
Монголия состоит из Аймаков. Аймаки состоят из Сомонов. Аймак это вроде нашей губернии. Сомон это вроде района. Столицы аймаков это такие вполне себе города, с несколькими заправками, гостиницами, банками и прочими атрибутами цивилизации. Столицы сомонов (райцентры) это в нашем понимании - поселки городского типа. Есть заправки (две-три), возможно банк, наверняка - магазин.
В поездках по Монголии надо учитывать один очень важный нюанс. Его сложно сформулировать, так что бы поняли правильно. Все что там есть, его как бы и нет. То есть на вопрос "Дизель есть"? Заправщик бодро отвечает "Да!" И только потом добавляет "Но он кончился". Или даже так: "Да!" Берешь, нюхаешь шланг, а там бензин. Видишь банк - ура, поменяю деньги. Он даже открыт и работает! О чудо! Заходишь, спрашиваешь: "Деньги можно поменять?" Сотрудник отвечает "Нет!" Другими словами, ответ "Вообще - да, но прямо сейчас - нет" для Монголии совершенно органичен. "Хлеб есть?" "Да, завтра будет" и так далее... Все это важно при планировании маршрута, тк все прочие населенные пункты кроме столиц, в Монголии практически отсутствуют. Нету там других населенных пунктов. Монголы живут в юртах, раскиданных по степям и горным долинам.
В районах Монгольского Алтая (северо-запад) может быть плохо с дизелем. Основной транспорт там - старые советские уазики, завезенные еще во времена СССР и до сих пор как-то передвигающиеся. Около каждой юрты - УАЗик. Других машин там практически нет. Тойоты, Митсубиси, и Ниссаны начинают встречаться только в восточной и северо-восточной части, ближе к туристическим трассам. Там с дизелем уже проблем нет. Но на Алтайскую часть надо везти приличный запас топлива. В максимуме у меня было на борту (как и у каждого из нас) 170 литров дизеля. Этого хватило с лихвой, но в случае если бы в одном центре сомона дизтоплива нам не налили, то хватило бы совсем впритык. Вся солярка в Монголии привозная из России, поэтому качество хорошее.
С названиями населенных пунктов там все очень плохо. Мы проезжали штук пять (не меньше) поселков и несколько городков Алтай, например. Кроме того, название на карте и название по-жизни может совсем не совпадать.
Въехать в поселок просто, все колеи в округе так или иначе идут в поселок. А вот выехать сложно, тк на выезде десятки колей которые расходятся в разные стороны и выбрав "ту что чуть левее" можно в итоге ошибиться с правильным направлением. Типичный разговор по рации: "Ребята, вы как из поселка выехали?" "От заправки направо, между забором и гнилым сараем, потом будут бараны стоять слева и две колеи вперед, мы взяли ту что левее пошла". "Ага, поняли, идем за вами." "А мы взяли правее!" "Ну ничего, они через десять километров, за той горой, сходятся похоже. Сразу не перестраивайтесь, там овраг адский".
Мы везли с собой много подарков-сувениров. Накупили воздушных шариков, конфет, фломастеров, карандашей, наделали футболок и раздаривали по дороге детишкам. Монгольские дети выводят из строя самые надежные мимимиметры. Им хочется все отдать. Причем они не клянчат, не прыгают вокруг, а просто стоят и с серьезным любопытством смотрят на тебя совершенно потрясающими черными глазами.
Если поедете туда, обязательно берите все перечисленное, но еще лучше какие-то российские сладости которые могут сохраниться в дороге. Не шоколад (растает). Печенье, вафли, леденцы, сушки и тд.
Просто послушайте совет, берите. Не пожалеете.
Связь в Монголии, как и все остальное - какбы есть, но сейчас нет. Мобильники работают в поселке, сразу после выезда совсем ничего не работает. Ребята покупали местные карточки чтобы постить в Инстаграмм фотографии. Инстаграмм не работает. То есть вообще работает, но прямо сейчас - нет. Лучшая связь - УКВ. Потому что разъезжаться команда будет обязательно и скорее всего на десятки километров. СиБи там вообще не катит. Для связи с большой землей - спутниковый Иридиум. Опробовал в первый раз в этой поездке - действительно, работает везде. Под любой скалой, в любом ущелье сигнал ловится и до Москвы можно дозвониться за 1.5 $/минута.
В погранзоны требуется специальное разрешение и монгол-проводник. Для каждого аймака разрешение нужно получать отдельно. На погранзаставах проверяют паспорта, разрешения и наличие проводника.
Тут я пожалуй публично в подробности вдаваться не буду, скажу только, что в порядке соблюдения строгих правил Монголия не далеко ушла от России. Для общения с пограничниками у нас в запасе были: правильные документы, не совсем правильные документы, совсем не правильные документы, записки от каких-то мутных людей, письма в поддержку нашей экспедиции от общества сексуальных большинств, клуба подмосковных энтомологов и других несуществующих клубов, была легенда про то куда подевался наш проводник, ну и конечно смекалка и присядка тоже. В итоге только один раз нас серьезно задержали на заставе и отправили на разборку в погранотряд. Но это было уже на выезде из приграничной территории. В итоге промурыжив в общей сложности часов пять-шесть, наказали нас тем что отправили вон из погранзоны, что нам собственно и требовалось, потому что как раз укладывалось в маршрутный план. В личном общении я могу рассказать подробности кому очень надо, но не факт конечно, что все рецепты сработают. Монголы быстро учатся и то что вчера еще не было правилом, сегодня стало правилом необязательным, завтра может станет уже весьма серьезным ограничением обойти которое не выйдет.
Большие колеса в Монголии не обязательны. 33 размера вполне достаточно. Обязательно брать ремкомплект для бескамерных шин, много жгутиков, камеру на всякий случай. Две запаски я бы сказал - не обязательно, если ехать аккуратно. Остерегайтесь саксаула. Он ОЧЕНЬ острый. Прокалывает даже симекс.
Запчасти берите по полной программе. Бродов глубоких не было. Вообще многие реки, нарисованные на картах как реки представляют собой сухие каменистые русла. Это на конец июля - начало августа. Ямы, канавы, промоины, внезапные острые камни - очень много. Если колея перегорожена аккуратно разложенным рядом мелких белых булыжников - впереди глубокая промоина. Подвеска должна быть в идеале. Резинки аммов положить в запчасти. Все что может отвалиться - отвалится. Все что может открутиться - открутится. Все что плохо припаяно - оторвется. Радиатор должен быть промыт перед выездом, система охлаждения должна быть в идеале.
Ну и конечно вся машина изнутри, вся техника, все не упакованные вещи, и еда, все будет покрыто толстым толстым слоем пыли.
Для иллюстрации адской вибрации: у Аркадия внешняя антенна УКВ станции сломалась пополам просто по металлу. Я бы не поверил если не увидел своими глазами. Лопнула и все. На паджере отвалилась вся защита днища, косточки стабилизатора развалились, лопнула в двух местах задняя пружина (это не полный список
). У Белки разболталось крепление кузова. У меня после попадания в адскую канаву нахрен свернуло руль. Не погнуло тягу, а именно провернуло в редукторе вал. В общем, машины должны быть прокачаны до выезда.
уфф... что забыл еще допишу... Картинки еще остались...