По следам "Персея"

Фото отчеты и видео зарисовки наших путешествий и мероприятий

По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 00:05

Давненько я что-то не описывал наших путешествий.
творческий кризис видимо :)
Но по итогам поездки летом 2015 года душа непреклонно требовала сесть за компьютер, пораскинуть мыслями и что-то воспроизвести.
НУ и конечно в голову полезли вопросы, и прежде всего — как писать?
описывать как мы ехали по болотам? как ждали прилива/отлива в районе Белого моря? Сколько лис и зайцев нам перебежало дорогу на бесконечных грейдерах? как ремонтировали небольшие поломки наших авто?..

Ну без этого никак, ибо смысл отчета именно в том, чтобы рассказать о поездке и о подробностях увиденного в пути.

Но самое важное — рассказать о причинах, побудивших отправиться в путешествие именно по выбранному маршруту.

Ну тогда пожалуй начать следует с того — почему собственно наша экспедиция называлась "По следам Персея"…

Началось все еще прошлой осенью, когда эмоции от поездки в таежный Мехреньгский край поутихли и в голове начали рождаться новые мысли о том, куда бы поехать.
На сегодняшний день количество пройденных различными клубами путешественников дорог или того, что от них оставило время, великое множество и иногда даже не надо выходить из-за компьютера, вполне достаточно почитать и посмотреть различные красочные отчеты и при наличии мало мальски развитой фантазии можно представить себя одним из участников тех или иных странствий.

И вот читая один из таких отчетов (уже не могу даже вспомнить чей именно) я увидел фотографию, сделанную в городе Онега.

На фотографии была изображена стела, поставленная в память об одном из кораблей. На памятной табличке было указано название судна — "Персей" (заложено в г. Онега. 1919г.)

(сейчас и далее будут по максимуму использованы фотографии сделанные в ходе нашей экспедиции. Исключения будут составлять фото, найденные на просторах интернета, но без них дальнейшее изложение будет не совсем ясным).

Изображение

на Стелле была надпись

Изображение

ну не долго думая, открываем в интернете поисковик, ищем там информацию про Персея и в куче всего, посвященного древнегреческому герою, находим выписку из Морского словаря:

Персей – первое советское океанографическое научно-исследовательское судно, специально оборудованное для комплексного исследовательского плавания в арктических морях. Достроено на Архангельском судоремонтном заводе в 1922 г. Работы на Персее велись ПЛАВМОРНИНом. В период с 1923 – 1941 г. Персей совершил 84 экспедиционных рейса в Белое, Баренцево, Карское и другие арктические моря. В 1941 году погиб от фашистских бомбардировок.

Красиво конечно, но как-то вроде скудновато для установки памятной стеллы.
Мало ли существовало кораблей, достойных увековечивания памятным знаком…

из текста понятно, что Персей находился в пользовании ПЛАВМОРНИНа.

ПЛАВМОРНИН – Плавучий морской научный институт.
К окончанию гражданской войны в советской России для свободного и безопасного плавания оставались только воды северных морей и для их освоения в начале 20-х годов началось ускоренное развертывание исследовательских работ. С этой целью 10 марта 1921 года был подписан декрет о создании специального Плавучего морского научного института при Народном комиссариате просвещения.


Это был первый советский НИИ и располагался он фактически на корабле.

На эта информация уже хоть как-то объясняет значимость судна и вроде бы на этом можно и закончить изыскания, но одно все же смущало.

В словаре указано, что ПЛАВМОРНИН был учрежден в 1921 году, а корабль, если верить памятной табличке, был заложен в 1919г.

Значит изначально корабль строился совершенно для других целей?
И заказчиком постройки судна было скорее всего не советское правительство, учитывая, что в этот период территорию Русского Севера контролировали, так называемое, Правительство Северной области, управляемое представителями Белого движения, а также оккупационные войска стран Антанты и их союзников…

Кое-какая интересная информация нашлась в воспоминаниях, записанных сыном выдающегося русского художника Апполинария Васцецова, старейшим русским океанографом Всеволодом Васнецовым, принимавшим непосредственное участие в создании института, а также строительстве и плаваниях первого в СССР научно-исследовательского судна «Персей».

Изображение

И вот что он писал:
«И. И. Месяцев (первый руководитель ПЛАВМОРНИНа) случайно узнал, что в одном из рукавов дельты Северной Двины — на речке Лае, где находится старейший док деревянного судостроения (Лайский док), стоит беспризорное недостроенное судно. Разузнав подробнее, Месяцев выяснил следующее. Известный сибирский предприниматель и промышленник по фамилии Могучий начал в 1918 году строить большое деревянное зверобойное судно. Могучий уже имел зверобойные суда, и одно из них, небольшая парусно-паровая шхуна «Андромеда», участвовало в поисках пропавших экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова. Своему новому судну Могучий дал имя «Персей».

Изображение

Как стало понятно из воспоминаний, Персей был построен как зверобойная шхуна по заказу некоего промышленника Могучего, уже имевшего такие шхуны, одна из которых была названа «Андромеда».

Пока мало что понятно о заказчике, но возможно информация о другом судне под названием «Андромеда» сможет приоткрыть завесы.

Итак, в книге «Топонимика морей советской Арктики» 1972 года, выпущенной под редакцией Географического общества СССР, находим об «Андромеде» следующее:

АНДРОМЕДЫ — бухточка к юго-востоку от м. Желания. Названа в 1915 г. в честь паровой деревянной шхуны «Андромеда» (водоизмещение 134 т, паровой двигатель, построена в с. Малошуйке), которая в 1915 г. была зафрахтована Главным гидрографическим управлением у факториста Могучего и плавала под командой капитана Г. И. Поспелова у берегов ЗФИ и Новой Земли в поисках экспедиций Русанова и Брусилова.

Изображение

К слову, к 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести.

И нельзя не сказать пары слов об экспедициях Бурусилова и Русанова, ибо как позже выяснится, многое в том, что происходило в те годы в отечественных северных морях, взаимосвязано.

Экспедиция Брусилова — экспедиция 1912—1914 годов, предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом, но судьба у этой экспедиции была трагична.

Изображение

Изображение

В сентябре 1912 года шхуна вышла из Александровска-на-Мармане и проследовала в восточном направлении, прошла Карские Ворота, однако уже через неделю была зажата льдами у западного побережья Ямала и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. В апреле 1914 года после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. 9 человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна, но поиски не утихают до сих пор.

Экспедиция Владимира Александровича Русанова на Шпицберген была официальной, организованной с одобрения правительства. Основной целью ее было исследование угольных богатств Шпицбергена и подготовка там русского предприятия.

Изображение

Для экспедиции было закуплено парусно-моторное судно "Геркулес". Капитаном "Геркулеса" стал 24-летний А. С. Кучин, потомственный помор, родившийся в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской области, в прошлом уже участник экспедиции в Антарктику Амундсена в 1910-1911 гг.

Изображение

По окончании работ на Шпицбергене Русанов с 10 спутниками направился на "Геркулесе" к берегам Новой Земли. Русанов усматривал государственно-политическое значение арктического судоходства и выдвигал на первый план транспортное освоение Северного морского пути. Однако обратно вернуться ему было не суждено. Следы экспедиции теряются в 1913 г…

Что примечательного хотелось бы здесь отметить.
наверняка все читали книгу В. Каверина "Два капитана", или хотя бы смотрели фильм по одноименной повести.
Лично я когда-то зачитывался этим произведением.
Так вот история пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова из книги была написана автором на основе изучения материалов реальных экспедиций Г.Брусилова. В. Русанова и Г. Седова.

Изображение

"Бороться и искать, найти и не сдаваться" — девиз книги "Два капитана", впервые сказанный хоть и не автором книги, но ставший неким символом людей, стремящихся постигнуть неизведанное, и особенно Арктики.
Все оставшееся время погружений в литературу и другие источники с информацией о Персее, Андромеде и Могучем и все что с ними могло быть связано, в моей голове постоянно всплывала именно эта фраза…

Но вернемся к спасательным экспедициям:

18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда».

Командовал «Андромедой» русский моряк, помор, арктический исследователь, капитан Григорий Иванович Поспелов, уроженец села Ворзогоры Онежского уезда.
В тот рейс Поспелов впервые в мире совершил ледовую разведку с воздуха. Он поднялся в небо на гидросамолете «Farman MF.11» летчика Яна Нагурского. «Андромеда» продолжила поиски в районе Земли Франца-Иосифа, но судьба полярных исследователей осталась неизвестной.

Поиски информации продолжались не только по официальным источникам, но и по отдельным историям и отчетам путешественников и куче сохраненных отчетов о поездках разных клубов, были найдена информация, в том числе, и о посещениях старинных сел на Поморском берегу Белого моря.

Малошуйка, Кушерека…

Что-то явно засвербило внутри и появилось неистовое желание поехать именно туда и своими глазами посмотреть старинные деревянные храмы в поморских селениях и возможно отыскать какие-то следы "Андромеды", "Персея" или их бывшего владельца…

но это было еще зимой и до лета оставалось еще полно времени, и поиски информации в архивах и других источниках продолжались… а параллельно началась подготовка автомобилей, снаряжения и планирование точного маршрута…

И вот тут, я, пожалуй, забегу вперед и начну повествование о подготовке к путешествию, а рассказ об истории Персея доведу до логического завершения чуть позже.

Днем старта из Москвы была выбрана суббота — 19 июля 2015 года.
Поездка планировалась на две недели, но первую неделю мы посвятили посещению Карельских озер и осмотру других не менее интересных мест (но это совсем другая история, о которой возможно чуть позже…)

маршрут наш не был связан напрямую с поисками Персея, да и к тому же при выезде из Москвы вся история по большому счету была уже разгадана, но уж больно хотелось проникнуться духом мест, где происходила эта небольшая в масштабе более значимых событий история.
Хотя некоторые вопросы для исследования мы все же для самих себя ставили.

Количественный состав участников — 14 человек.
Автомобильный парк был представлен 5 автомобилями разной степени подготовленности.

Изображение

Изображение

Кроме того, в связи с тем, что на маршруте могли возникнуть непреодолимые водные преграды, был приобретен плот, водоизмещения и грузоподъемности которого хватало на переправу тяжелого внедорожника.
Перед дальней дорогой конструкцию опробовали на карьере в районе г. Дзержинский Московской области

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Дельфин 12 окт 2015, 11:08, всего редактировалось 3 раз(а).
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 00:57

Итак, 26 июля 2015 года во второй половине дня мы прибыли в поселок Надвоицы.
Сам поселок производил весьма угрюмое впечатление. Какое-то богом забыто место. хотя может мы просто проехали окраиной и не смогли поподробнее его осмотреть.

Изображение

Изображение

Изображение

Машины были заправлены топливом, колеса слегка подспущены перед долгой и изнуряющей грунтовкой.

Изображение

К слову, большая часть нашего пути пролегала по грунтовым дорогам. Состояние их было весьма разнообразное - от гладкого почти асфальтового покрытия, где можно было держать скорость в районе 50-60 км/ч, и до полнейшего расколбаса из рытвин и ям.

Изображение

Территория, по которой мы ехали называется Ветреным Поясом.

Изображение

По своему геологическому строению это горный кряж между западом Архангельской области и Карелией. Горный он конечно весьма условно, так как максимальная вершина этих густо покрытых лесами холмов над уровнем моря - 344 метра (Оловгора).
Хотя виды, открывающиеся с некоторых мест, впечатляют.

обзор с горы "Шапочка" (320 метров)

Изображение

Образовался этот горный кряж очень давно. к примеру, когда Уральские горы только росли, Ветреный Пояс уже начал разрушаться.
Что интересно, но до первой половины XX века Ветреный Пояс никак официально не назывался. Поморы жили севернее, на берегу моря, каргопольские пахари- южней. Поонежские сплавщики, лесорубы и солевары знали о существовании кряжа, лежащего к западу от реки Онеги. Они еще называли эти места Синегорьем, но дальше прионежских отрогов не заходили. До самого Онежского озера лежал нехоженый и совсем дикий таежный край, и бывали здесь разве что редкие охотники да рыбаки.

Дореволюционным ученым во всей видимости эти места были мало интересны. На картах значилось огромное болото и исследовать его никто не собирался. И только в конце 20х годов XX века географ М. Н. Карбасников с удивлением обнаружил на месте предполагаемых болотистых равнин горную систему, а изучил и описал новый хребет лишь к 1940-му году.

Изображение

Изображение

Изображение

Вообще стоит конечно сказать о том, что местность, которую мы наблюдали из окон своих автомобилей, прекрасна своей суровостью.
Безусловно деятельность человека, связанная с вырубкой тайги, весьма негативно отразилась, но тем не менее временами можно было наблюдать еще сохранившиеся вековые деревья.
Обилие подножного корма в виде грибов вдоль дороги тоже радовало, уставший от городских московских пейзажей, глаз.

Изображение

Изображение

И морошка

Изображение

Живописные небольшие болота вдоль обочин

Изображение

К первому, интересовавшему нас, населенному пункту (пос. Малошуйка) мы подобрались лишь к середине второго дня пути.

Изображение

Изображение

Время непосредственно движения по грунтовке заняло у нас около 10 часов, но так как из Надвоиц мы выехали ближе к вечеру, то пришлось заночевать в пути.
Этот факт немного выбивал нас из графика, что в последствии отразилось на том, что мы не смогли осмотреть местность в районе села Абрамовское и исследовать устье реки Малошуйка на предмет следов старинных корабельных доков.
Здесь стоит напомнить, что по, имеющейся у нас, информации шхуна "Андромеда" была построена в с. Малошуйка и именно поэтому мы хотели своими глазами посмотреть место, где это могло происходить.

Очень надеюсь, что еще будет возможность проверить эту информацию либо посетив еще раз те края, либо дистанционно путем общения с людьми, чья жизнь нераздельно связана с Малошуйкой.

В Малошуйке мы немного пополнили запасы провианта, коротенько пообщались с местным населением и двинулись в сторону устья реки Нименьга... все на столько устали от бесконечных грунтовок и обилия комаров в лесных массивах, что души уже требовали запаха моря... и с каждой минутой нашего пути он становился все более явный.
Впереди нам оставалось миновать сначала железнодорожную станцию Нименьга с одноименным поселком и старинное поморское село Нименьга, после которой мы должны были выйти на самую сложную часть маршрута - участок старинного почтового тракта Онега-Кемь.

Изображение

Изображение

Церковь Спаса Преображения

Изображение

Местная техника

Изображение

сразу после села дорога становится хуже, но мы и наши "железные кони" уже соскучились по бездорожью.

Изображение

Изображение

Уже ближе к ночи мы прибыли практически к устью Нименьги.
К сожалению в темноте уже не было сил идти к морю и мы встали лагерем на берегу реки.

ночевку мы организовали, судя по старой карте, точно на месте, как раз где когда-то проходил почтовый тракт.

Изображение

к слову про тракт...
информация о нем в источниках достаточно скудная и многие ее уже выкладывали, но все-таки хотелось бы акцентировать внимание на некоторых особенностях.
Дорога проходила преимущественно по побережью, но иногда она углублялась в лес, но потом все-равно возвращалась к непосредственной близости к морю.
На всем протяжении данного пути, на самом деле, не так уж много поселений и попасть в них можно было только двумя способами - либо по тракту, либо морем. А иной путь в глубь материка затруднялся необходимостью преодоления Ветреного пояса, о котором речь шла выше.

История самих поселений очень древняя и безумно интересная, и мы, готовясь к путешествию решили ознакомиться не только с информацией об их возникновении и развитии в стародавние времена, а узучить также период начала 20-го столетия, так как именно в это время и строились искомые нами "Персей" и "Андромеда".

И обнаружили несколько любопытных фактов:

В период с 1918 по 1920 гг. на Европейском севере России, как и во многих других ее уголках шла гражданская война.
Кроме этого в данном регионе присутствовали и иностранные войска.

К сожалению в отечественной литературе не удалось обнаружить каких-либо упоминаний о боевых действиях в районе деревень Ворзогоры, Малошуйка, Кушерека... известно только, что в январе - феврале 1920 года Кемским трактом отступали из Онеги в Сороку войска белогвардейцев (Онежская группировка). После отступления иностранных войск они пытались прорваться к Мурманску и финской границе, однако были окружены и разбиты/взяты в плен в районе Сороки (ныне фактически город Беломорск).

Интересны также оказались воспоминания полковника английских войск, дислоцировавшихся на западном побережье Белого моря, Филиппа Дж. Вудса. В них он указывает на то, что в 1919 году дорога от Онеги до Сороки фактически никем не контролировалась:

"...Онега, которую сейчас контролировали крупные силы большевиков, представляла серьезную угрозу коммуникациям генерала Прайса, так как от нее до железной дороги было всего девяносто миль, на протяжении которых враг не встретил бы почти или вообще никакого сопротивления. Его мобильные силы могли быстро продвинуться по прямой дороге на Сороку, ведущей вдоль южного берега Белого моря через Сумский Посад, и атаковать железную дорогу, особенно уязвимую из-за большого количества деревянных мостов. Поэтому я с облегчением получил в начале июля приказ от главнокомандующего выдвинуться в Сумский Посад, большую деревню на берегу реки Сумы..."

Далее полковник описывает следующее:
"...Наши разведчики хорошо выполнили свою работу, проверив округу и найдя на онежской дороге позицию, на которой благодаря рельефу местности мы получали большое преимущество. На протяжении нескольких миль дорога тянулась между болотом по одну сторону и морем по другую; в одном месте она проходила между двух больших скал, поросших кустарником и невысокими деревьями. Здесь можно было устроить отличное укрытие для наших пулеметных команд и стрелков. Разведчики доложили о приближении вражеских сил, численность которых они оценили в пятьсот человек, включая кавалерию...
...Нам не составило бы труда уничтожить весь вражеский отряд до последнего солдата, но мне казалось, что гораздо лучше будет дать некоторым из них спастись, чтобы их рассказы об этом разгроме заставили большевиков лишний раз подумать, прежде чем организовывать очередное нападение на железную дорогу. Прекрасно зная о любви русских крестьян к преувеличениям, я решил, что это поражение произведет огромный эффект, что позднее и подтвердилось докладами нашей разведки...
...Я надеялся, что в Онеге не догадаются о подоплеке этого сообщения. Так оно и вышло: большевики отозвали все свои силы, находившиеся к западу от города, и наши разведчики после этого встречали только маленькие разрозненные отряды.
Оставив в Нюхче сербский гарнизон, разместив наблюдательные посты в каждой деревне до самой Онеги — из лучших разведчиков мы набрали связных, которые быстро доставили бы нам информацию, передавая ее по цепочке.."
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 01:11

Но вернемся в наше путешествие.
Следующим населенным пунктом нашего путешествия было село Ворзогоры. но для того чтобы туда попасть нам предстояло совершить переравы через 2 реки (Нименьги и Тапшеньга) и проехать около 6 км по "тросниковому" болоту.

Итак, уже ночью на берегу Нименьги было принято решение переправу начинать утром.
Пик отлива в реке должен был придти приблизительно к 13.00, соответственно у нас было достаточно времени просмотреть фарватер движения и обследовать дно на предмет больших камней.

Изображение

Утро встретило нас пасмурной погодой. Все говорило о том, что должен пойти дождь.

До моря оставалось всего метров 500, но мы решили не торопить события и заняться вопросом переправы.
Вид на большую воду был потрясающим

Изображение

Изображение

Также было принято решение. что в этой точке наш коллектив будет разбит на две группы:
1 группа на автомобилях будет пробираться по следам старого тракта через болото
2 группа на моторной лодке и плоту потащат часть вещей по воде.

Проверив дно и определившись с местом съезда и выезда из реки мы начали переправу приблизительно в 11 утра...

Изображение

Изображение

Изображение

переезжали по очереди.
через "няшу" в реку спустились все самостоятельно. а вот с подъемом возникли проблемы - пришлось закапывать бревно и первую машину тянуть за него лебедкой, но данный процесс не занял много времени.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В итоге к 13.00 все автомобили были на другом берегу...

Сразу за рекой начиналось болото и трава, временами достигавшая высоты выше человеческого роста.
Двигались крайне медленно по причине того, что почти постоянно приходилось сначала просматривать, а потом преодолевать промоины.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

в траве то и дело мелькали отворотки из следов от ГТС, но все они так или иначе уходили в сторону моря, а в наши цели входило следовать именно по старой дороге.

так "тихим сапом" в районе 19.00 мы прибыли к переправе через реку Тапшеньга.

Изображение

и расположились на перерыв около избы

Изображение

вода в реке в тот момент была еще высока и нам пришлось несколько часов коротать под начинавшемся дождем, спокойно ожидая отлива и рассуждая на темы как здесь в стародавние времена в летний период ездили на повозках и каретах :)
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 01:23

А что же наш флот?!

Тем временем пока мы предавались борьбе с тросником и болотом, ребята (три человека) дождались прилива и по большой воде вышли по реке в море.

Изображение

Изображение

Изображение

встретиться мы договорились на побережье в том месте, где берег из травяного переходит в песочно-каменистый пляж недалеко от Ворзогор.

Собственно весь путь нашего флота занял не более 2 (двух часов), хотя им пришлось выходить метров за 500 от берега, чтобы не налететь на мелководье винтом от мотора на камень.

Изображение

при швартовке к берегу они подняли мотор и метров 150-200 уже пешком бурлачили понтон и лодку к берегу. Глубина в том месте была не больше чем по пояс

в итоге закат они встречали уже на земле...

Изображение

К моменту отлива в Тапшеньге дождь поливал уже основательно.
Но твердо решив пробираться до конца мы принялись штурмовать реку.

принцип прохождения был такой же как на Нименьге - закапываем "якорь" на противоположном берегу и проезжаем по одной машине.

Изображение

Изображение

переезд через Тапшеньгу некоторым из нас показался сложнее из-за большого количества неподъемных валунов, но тем не менее все проехали без каких-либо негативных последствий для автомобилей.

до леса оставалось еще около 3 км такого же тросника.

Изображение

к сожалению фотографий в ночное время и под дождем почти не делали, да и заряд бодрости начинал истощаться, но тем не менее к 1 ночи мы выбрались из болота на твердую землю.

По итогам прохождения этого участка пути можно с точностью сказать, что следы старого тракта существуют, остатки старой лежневки ввиде бревен до сих пор в большом количестве лежат в болоте, хотя ехать временами по ним было даже хуже чем просто по траве.

Попривыкнув некоторое время к твердой земле мы торопливо помчались на встречу с нашими товарищами в сторону пляжа и моря :)

В нашем распоряжении оставался один день для того, чтобы насладиться своим пребыванием в этом суровом, но удивительном краю...
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 01:26

* * * * *

А вы знаете, что такое Литораль?

В океанологии, литоралью называют участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива.

На побережье Белого моря после каждого отступления воды литораль открывается совершенно новыми и неповторимыми рисунками.
В купе с блеском лучей солнца все это погружает сознание в состояние покоя и создается иллюзия, что миг превратился в вечность.

Изображение

Изображение

Изображение

* * * * *
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение Покрышкин » 12 окт 2015, 01:40

Ух, как интересно! А ещё и познавательно. Литораль...) Ждем продолжения.
Аватара пользователя
Покрышкин
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 3595
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 11:24
Откуда: Раменское/Кострома

Re: По следам "Персея"

Сообщение Дельфин » 12 окт 2015, 02:08

Проведя, к сожалению, всего одни, но замечательные сутки на побережье, мы двинулись к конечной точке нашего путешествия - город Онега.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

По пути нам предстояло заехать еще в село Ворзогоры.
на старом Кемском тракте Ворзогоры - первая почтовая станция, которая размещалась в деревне Яковлевская (ближе всего к городу Онега). Через полверсты по тракту вдоль моря - деревня Контратьевская.

О Ворзогорах, как и обо всех селеньях, раскинутых на Поморском берегу Белого моря, можно писать почти бесконечно, и тем кому интересна данная тема, при желании могут найти всю интересующую информацию.
Однако несколько важных, в том числе и для нашего исследования моментов, стоит упомянуть.

Точной версии о топонимике названия села Ворзогоры нет, но среди тех, что бытуют мне понравилась история с кражей кафтана Петра Первого, хотя она наименее реалистичная ибо выбивается из исторической хронологии.
Так вот версия такова - когда царь Петр тащил корабли по небезызвестной Осударевой дороге у него украли кафтан. И вор убежал в сторону Онеги за горы. Так и стали называть - Вор за горами.
Но первые упоминания о селе относятся еще к 16 веку, а Петр катил корабли в 18-м, следовательно данная версия скорее всего просто местная сказка.

Первое на что обращаешь внимание, когда попадаешь в Ворзогоры - это деревянный ансамбль Ворзогорского погоста.

Изображение

Изображение

Старинное деревянное зодчество, располагающееся на высоком Ворзогорском мысу, не может не вызывать восхищения.

Изображение

Изображение

Кроме этого в Ворзогорах стоит памятный знак капитану Григорию Ивановичу Поспелову, потомственному помору, уроженцу села Ворзогоры...

Изображение

Изображение

Это тот самый капитан Поспелов, который на шхуне "Андромеда" плавал на поиски пропавших экспедиций, речь о которых шла ранее.

Одним из инициаторов установки памятного знака капитану Поспелову была Татьяна Федоровна Мельник, историк и краевед из Архангельска.
Татьяна Федоровна много лет посвятила изучению истории Русского Севера, в том числе Поморья и людях, чья судьба с ним неразрывно связана.

Именно благодаря одному из трудов Татьяны Федоровны, удалось узнать наиболее подробную историю бывшего владельца "Андромеды" и "Персея" Епимаха Могучего ("Могучая империя Епимаха Могучего").

Как выяснилось, личностью он был одной из самых загадочных в Архангельском поморье в начале XX века.
Сама фамилия уже говорит о силе личности и неординарности судьбы.
История удивительная штука, одних она увековечивает на века, других предает забвению.
До прихода Советской власти на Русский Север имя Могучего громыхало по всюду в тех краях, нет ни одного места от Сороки (Беломорск) до Архангельска. где бы не оставил он свой след и где бы его не знали. при этом на сегодняшний день не удалось раздобыть ни одной фотографии Могучего и его внешность мы можем узнать лишь из некоторых воспоминаний современников.

В сравнению к сегодняшним дням социально-экономическое положение такого человека можно было бы охарактеризовать как "олигарх", уж слишком большими были амбиции, возможности и перспективы у Могучего.

Однако, Епимах Васильевич не смог прижиться с приходом новой власти и вынужден был эмигрировать за границу, где его следы постепенно теряются.

Убегал из России он все там же старым Кемским трактом через вереницу деревень, знакомых ему с самого детства (Ворзогоры, Нименьга. Кушерека...)

История его кораблей в дальнейшем писалась уже не им.

Изображение

После проведения поисковых операций в 1915 году именем "Андромеды" была названа бухта на Новой Земле.

После отступления войск интервентов, "Андромеда" в числе прочих судов была угнана за границу и еще долго плавала под норвежским флагом, в том числе и с экспедицией Нобиле к Северному полюсу.

По некоторым данным в Норвежском Тромсё в память об этой шхуне воздвигнута памятная стела.

В Онеге также есть памятные знаки этому кораблю.

Изображение

Изображение


Ну а что же "Персей"????

Изображение

Историю этого корабля можно смело назвать выдающейся.
Закладываясь как промыслово-зверобойная шхуна, побывав на свалке, он прожил, возможно не очень долгую, но вполне себе яркую жизнь.

После переоснащения в плавучую лабораторию и получив шанс послужить людям, 19 августа 1923 года "Персей отправился в свое первое исследовательское плавание.

Всего же свою историю по разным источникам "Персей" совершил от 80 до 100 научных экспедиций и стал легендой среди судов-освоителей Арктики.

Изображение

В свое последнее плавание "Персей" отправился в 1941 году и 10 июля был подбит немецкой авиацией в Мотовском заливе Губы Эйна (пол. Рыбачий). К тому моменту "персей" уже был приобщен к военным нуждам Отечества.

В статье В.Г. Беркуля ("Летопись Севера") можно найти следующую информацию:

"И вот в суровые дни войны я в последний раз встретил его безвременно погибшим.
Проработав в течение двух дней в три смены, мы досрочно закончили выгрузку, в сумерках снялись с якоря и, покинув губу Эйна с затонувшим "Персеем", взяли курс на Мурманск.
Благополучно завершив это первое задание, вверенный мне пароход "Сорока" успешно выполнил еще два рейса из Мурманска в губу Эйна, доставив на полуострова Рыбачий и Средний для изолированных частей 14-й армии и Северного военноморского флота срочные грузы.
Во время последнего пребывания "Сороки" в губе Эйна высоко в небе кружил неприятельский разведывательный самолет. По-видимому, на малой воде "Персей" был хорошо виден, вернее, были видны его уцелевшие надстройки, рангоут и корпус. Возможно, приняв его за <Сороку> или за какой-либо другой корабль, стоящий на якоре, бомбардировщики разбомбили его. Но "Персей" не, погиб, на егоуцелевшем корпусе, крепко построенном русскими мастерами-корабелами, саперная рота, находящаяся на Рыбачьем, во время войны построила причал. Корпус корабля послужил главной опорой для основной части пристани, к которой подходили небольшие суда, выгружая тысячи тонн разнообразных военных грузов".


А вот и фотографии сохранившихся остатков "Персея"
(взято из отчета http://www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=9659)

где-то в 70-х

Изображение

наши дни

губа Эйна

Изображение

Изображение

Но "Персей" не был забыт.
Его именем были названы корабли "Персей-2" и "Персей-3", которые продолжили добрые традиции Российского северного флота.

Что еще хотелось бы отметить в истории "Персея" так это его собственный флаг - синий вымпел с изображением семи звезд созвездия Персея.

С тех пор этот вымпел первого советского научно-исследовательского судна стал эмблемой советских и российских научно-исследовательских институтов рыбной отрасли.

Изображение


P.S.
в процессе подготовки к экспедиции возникали иногда мысли о том, что, собственно говоря, ничего выдающегося в этой истории нет и возможно не стоит тратить свое время на такую ерунду, а посвятить себя чему-то более интересному.

Однако сводки свежих новостей заставили переменить свое отношение к делу:

Проведение спасательной операции в Охотском море затрудняет шторм
http://www.1tv.ru/news/social/281165

Судно «Андромеда» доставило часть экипажа траулера «Дальний Восток» в Корсаков
http://skr.su/news/246231

Вот ведь как бывает, что ровно с разницей в 100 лет уже другой корабль с именем "Андромеда" будет спасать терпящих бедствие моряков.
Данное обстоятельство было расценено как некий знак к действию и в течении последующего времени до конца поездки сомнений в правильности выбора маршрута не возникло...

Изображение


Для всех интересующихся, сообщаю список литературы, которая помимо прочих упомянутых источников, была использована в процессе подготовки данного материала и изучения освещенной истории:
"Сокровища Ветреного пояса" О. Химаныч
"Могучая империя Епимаха Могучего" Т. Мельник
"Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции" М. Чванов
"НЕ век жить - век вспоминать. Народная культура Поонежья и Онежского поморья"
"Интервенция и анти-большевистское восстание на Русском севере 1918 - 1920" В.И. Голдин
Последний раз редактировалось Дельфин 12 окт 2015, 13:29, всего редактировалось 1 раз.
Дельфин
Там это здесь
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 08:53
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение mralex » 12 окт 2015, 13:09

Большое спасибо за отчет! И огромный респект автору за скурпулезное исследование исторического материала!!!

Немногочисленной общественности форума предалагаю обратить внимание на данное повествование. ;)

Автору очень рекомендую почитать дневники штурмана Альбанова "На юг, к земле Франца-Иосифа". В интернетах есть в электронном виде.
Вот тут обсуждение и ссылки - viewtopic.php?f=2&t=1517

Спасибо!!!
Аватара пользователя
mralex
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1013
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 10:39
Откуда: Москва

Re: По следам "Персея"

Сообщение горыны4 » 12 окт 2015, 13:48

Отличный отчет!
За отчет спасибо)
Про гражданскую и войну и интервенцию в тех местах (точнее в том числе и в тех местах) сразу вспомнился роман В.Пикуля "из тупика".
Аватара пользователя
горыны4
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 23 июл 2014, 14:29

Re: По следам "Персея"

Сообщение Razgrom » 12 окт 2015, 15:21

Оч интересно, молодцы! Знакомые все места.
PS Морской воды не попало на авто?
PPS В Архангельском морском музее есть вещи личные со Святой Анны.
Аватара пользователя
Razgrom
ТАМ-админ
 
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 02:47
Откуда: мск.

След.

Вернуться в Фото и видео отчеты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

cron