Приглашаем присоединиться к поездке в центр Веппской возвышенности, в край лесов и озер.
Едем на белые ночи и июньские праздники: 10-12 июня 2012 года
Если вам показалось , что цель поездки- покормить вологодских комаров, выработать несколько баков топлива и предоставить автомобилям возможность расстаться с ненужными деталями, то рассказываю все тайны.
Целей несколько, и все они имеют глубокий культурно-исторический смысл :
1.Проехать по южному прионежью, Шимозерскому краю- территории проживания вепсов , по тем дремучим лесам, которые называются теперь Вепсской возвышенностью. В советские времена вепсов начали расселять из-за нежелания властей строить дороги и проводить электричество в места их проживания, а так же для уничтожения хуторского общежития, всех загоняли в колхозы. Район Шимозерья полностью обезлюдел в 70-е года ХХв. Шимозерский край по своему уникален. В Центрально-Европейской части России очень мало мест, чтобы на сотни квадратных километров вокруг не было ни одной жилой деревни. Так и остались вепсские села целыми и обезлюдевшими. Церкви стоят, избы, а людей нет.
2.Шимозеро. Озеро относится к категории "периодически исчезающих озер". Нет, оно не пересыхает. Просто под озером находятся карстовые пещеры и в определенные промежутки времени, вода из озера уходит под землю. в карстовую воронку в самом конце узкого залива-протоки, что находится в юго-восточной части Пюгк-озера - так называется восточная половина Шим-озера. Воронка по-вепсски называется Musthoud, а по-русски - Черная Яма. К этой воронке можно попасть только на адской каракатице Johnа Mullinsа подготовленных автомобилях, или же немного пройдясь пешком.
Из отчетов:Чуть позже Александр Аркадьевич (местный житель) отвел всех на «Чёрную яму». Обычная с виду протока только заканчивается совершенно круглым заливом диаметром метров в 50. Это и есть «пробка от озера». Александр Аркадьевич говорит, что перед тем как озеро «засосать», «Чёрная яма» начинает вибрировать и вся рыба уходит в дальнюю часть озера которая не сливается.…Последние несколько сотен метров до Черной ямы предстояло пройти пешком. Внезапно из-за леса появляется совершенно фантастический пейзаж! За сосенками и пожухлой травой - резкий обрыв. Первое ощущение, что из вологодские леса внезапно сменились гористой местностью. Там, где действительно было озеро - огромная воронка глубиной метров в двадцать. Открылось дно озера с плотным глинистым илом и усыпанным озерными ракушками. К слову, обнаженное глинистое дно сильно затрудняет спуск к водному зеркалу воронки.
…Внизу ручей, набирая скорость, устремлялся в крутящуюся воронку с пугающим названием - Черная Яма. Вплавь добраться до воронки я бы лично не рискнул. Водоворот действительно завораживает и пугает одновременно. Массы воды уходят куда-то под землю…
3. Зеленые человечки. Первое документально зафиксированное на Руси древнее свидетельство про НЛО относится именно к Вологодской области. Далее , упоминания о НЛО встречались все чаще. По рассказам, в 1968 году НЛО упал в Белое озеро, а затем взлетел из-под воды. В июне 1989 года в районе деревни Конанцево приземлилась целая «эскадрилья» НЛО. В 1978 году жители Верховажского района обнаружили в лесу «железный гриб». Один из последних феноменов — меняющий свою окраску «баллон» — регулярно наблюдают жители деревни Марково в полночь.
Из отчета вологодских уфологов:«Карта не совпадает с реальностью: дорог нет, деревень, которые якобы должны быть, тоже. Зато мы обнаружили, что за нами летят странные огни», — говорит Андрей Алексеевич. Он проверял — вылезал из машины, чтобы понять, что же это за явление. Как только машина прекращала движение, огни словно застывали…
В глубине болота члены экспедиции обнаружили «Иудову осину», дерево высотой в 12 метров, возле которого, по преданию старожилов, у всех останавливаются часы. Действительно, часы остановились практически у всех, когда вологжане достигли выжженной опушки."
4. Деревянная архитектура. В районе сосредоточено большое количество деревянных церквей. По причине недоступности они практически неизвестны и хорошо сохранились, а на старом кладбище стоят кресты, плетеные из бересты!
Заедем в заброшенную вепсскую деревню Пелкасска. Здесь сохранилось несколько добротных двухсотлетних домиков с очень маленькими окошечками, построенных по славным традициям северян.
Предварительный план такой:
9-го, суббота, короткий рабочий день. Встречаемся в первом лагере на реке Молога, в районе Устюжны. 460 км от МСК.
10-го утром ждем остальных и выходим на маршрут.Начало маршрута- Бабаево. Двигаемся на север вдоль границы областей, на Пяжелку. Второй лагерь предположительно на Яньдозере.
11-го- продолжаем маршрут. Вся внедорожная часть- около 200 км.
12-го утром - выход на трассу в районе Анненского моста,а может и Зубово. Домой. 650-700 км до МСК.
Внедорожная часть маршрута по отчетам с трудом проходима на стандартном внедорожнике с грязевой резиной. Всевозможные факультативные объезды и подъезды к церквям- могут быть посложнее. Треков нет, карты врут. Примерный маршрут нарисуем и выложим. Точки церквей, озер и тд. будут.
Шеф мероприятия, повелитель точек, треков, лагерей и костров - Razgrom.
Руководитель разведгруппы - John Mullins
Картежник- ValentinAK
Как всегда, ждем всех! Но, любителям поспать в лагере до обеда, наверное, будет некомфортно, так как в приоритете по-возможности ранние выезды и постановка лагеря засветло( если так можно говорить в белые ночи).
Питер, приезжайте!!!!! Вам же еще ближе!
Использовала фото отсюда: http://serge-g239.livejournal.com/56992.html
22 июня 2013 года
-А чо тут думать-то? Тут ехать надо.
ValentinAK
-Да туда же фиг проедешь! Ну что, поехали?
Pahom
В теме подготовки участники выложили много интересных отчетов и полезной информации.
В этой теме попробую ее обобщить. Надеюсь, что наработки помогут тем, кто еще не был в Шимозерье, составить представление о местности.
Итак, будет два отчета. Первый- технический. Второй - непосредственно об озере.
Технический отчет. 10-12 июня. Общий пробег- около 1 600 км.. Свой фотоаппарат не брала, поэтому бессовестно использую фотографии участников.
Здесь нет и маленькой части тех впечатлений, что мы привезли домой, и почти нет фото. Зато будет много полезной информации для тех, кто захочет посмотреть на загадочный край, называющийся Вепсская возвышенность.
При подготовке поездки мы в первую очередь стали искать в сети рассказы тех, кому уже посчастливилось побывать в этих краях. Их было немного, и сведения в них сильно отличались, от « в сухую погоду на недоприводе» до « три дня на лебедке». Помимо глухого края очень заинтересовали деревянные церкви, берестяные кресты на кладбище и , собственно, само карстовое озеро- Шимозеро.
Вот ссылки на те отчеты, которые мы нашли:
http://4x4.auto35.ru/viewtopic.php?id=1249
http://www.land-cruiser.ru/index.php?showtopic=54732
http://serge-g239.livejournal.com/56992.html
http://mackeyka.livejournal.com/126295.html
http://jeep-user.livejournal.com/1492.html
http://www.front-line.info/forum/viewto ... 602cede124
http://semizha.narod.ru/m22.html
http://www.karaed.ru/krivozero/index.htm
http://home.onego.ru/~pashkov/kriv2007/kriv2007.htm
http://agbike.spb.ru/travel/shimozero.html
http://www.youtube.com/watch?v=wZuffaay ... r_embedded
Итак, отчеты были изучены, ужасы нагнаны, пора переходить к дорогам. Поскольку побывавшие Там все, как один, утверждали, что « карты врут», дороги условно были поделены на две категории: «отсутствующие» и «потенциально существующие». Пришлось буквально выискивать в отчетах каждое упоминание о поворотах, развилках и прочих топографических конфигурациях. ValentinAK, Razgrom и John Mullins изучали космоснимки, накладывали на них треки из отчетов. К сожалению, треки были в основном велосипедные и пешие. А пеший, как известно, в плане дорог джиперу не товарищ. Последний найденный в сети отчет гласил:
Эта январская вылазка оказалась довольно короткая в плане оффроуда и довольно жестокая в плане поломок.
Благодаря Патрулю, который в принципе не ехал, кроме как на моей задней лебедке, участок старой заросшей 40 лет назад дороги (прим. 2600 м)
мы прошли за 15ч.20 мин. Так медленно я не ездил еще никогда
Наши потери составили :
PATROL Y60 :
- минус задняя блокировка
- минус передний мост
- минус передняя лебедка
- минус тормоза
- минус сцепление
- минус всякая шолуха типо погнутого бампера , разбитых фонариков и т.д
TOYOTA 77
- минус задняя лебедка
- минус два расширителя пластиковых
- крепление номера переднего оторвал
MMC PAJERO
- минус расширитель один
- минус передний мост
До намечанного места не дошли примерно 3700 м. После того, как глубина снега привысила уровень колена, машины ехать перестали. Решено было вернуться в лагерь и повторить попытку весной. Мы вернемся как снег сойдет...
На том и выехали.
Первый лагерь у нас был в трех километрах от Устюжны, на берегу реки Молога. Хорошее место. Берег активно застраивается, проезд скоро закроют, скорее всего. В лагерь надо было заезжать по маршруту Бежецк- Красный Холм- Сандово- Устюжна. Мы почему-то поворот на Сандово благополучно проморгали, поэтому пришлось ехать через Весьегонск. Повторять этот поступок не надо, так как на отрезке Весьегонск- Устюжна дорога представляет из себя сомнительного качества грейдер. В Устюжне тоже не все улицы открыты для автомобилей.
-Не проедете, у нас там зона.
-Какая зона, жилая?
-Зона. Тюрьма.
Утром 10-го выехали из лагеря в 11-00, как и планировали. Асфальт до Бабаево. Магазины, АЗС. Заезжаем на ж/д вокзал, смотрим паровоз Эр-711, поворотное депо и водокачку. Встаем на дорогу к Борисово-Судскому. Дорога- ровный асфальт, вокруг сосны, камни и белые мхи. Карелия!!! В Борисово- Судском крайняя на нашем маршруте заправка. Заодно еще раз заходим за продуктами. В этом же поселке есть магазин автозапчастей и автосервис. Дорога Борисово- Судский- Пяжелка- Макарьевская- Фоминская- это грейдер. Широкий, не везде ровный, но при этом очень твердый. Если выбирать правильную дорогу, полный привод не нужен, кроме двух достаточно глубоких, но с твердым и каменистым дном луж.
Перед самим Шимозером дорога сужается и начинаются небольшие "джиперские трудности " (с). Да, и ответвления в сторону грозят погружением в Вепсские топи.
Места глухие, красивые. Церкви, по-большей части, деревянные. Мы знали, что берега Шимозера низкие и заросшие, и единственное возможное место для лагеря- это западный берег. Так и получилось- встали на полуострове. С двух сторон вода, легкий ветерок, комаров почти нет. Место так понравилось, что оставались там два дня, делая радиальные выезды. Т.1- лагерь.
В отчетах советуют стоянки на восточном берегу Яньдозера. Да, там есть несколько красивых и уютных мест. Но , небольшие. Рыболовы, в основном, там стоят.
Радиалки.
ValentinAK и Кора исследовали северо-западные направления. Их фото тут и тут
Bolshoy75 и АnnaK вообще фигзнаетгде катались))) http://www.drive2.ru/users/bolshoy75/bl ... eplieslist
Дядя Саша и Данила совершали пешие марш-броски.Их отчет
Их маршрут:
Джеки пробивалась к нам из Питера. Ее отчет:
Первая часть
Вторая часть
Также были попытки проехать вокруг Шимозера, как по северному берегу (Бабинская), так и через юго-восток. Дорога есть только до Захарьевской( д. Пелкасска). Там два жилых дома. Об Александре Аркадьевиче, жителе одного из них, мы знали из отчетов. Вечером съездили к нему в гости, узнали много интересного о Шимозерье. Да, и том, что нет-нет, да и промелькнет в рассказах побывавших Там. Так вот, странные трехметровые темные фигуры , действительно, иногда расхаживают по берегам Нажмозера. А фотографии светящихся шаров есть чуть ли не у каждого жителя Пяжелки. А вот беглых заключенных , которыми нас пугали, никто никогда там не встречал.
И еще была одна радиалка- мимо Яньдозера к Кривозеру. Цель- старое кладбище с берестяными крестами на урочище Погост. Вдоль Яньдозера дорога только для 4х4, большие колеи. В районе Кривозера вышли на грейдер с плитами, необозначенный( как и все остальные дороги) на карте. От него до нужной нам точки около трех км. Переправа через речку, урочище. Дальше теряется даже пешая тропа. Шли через буреломы, кусты и болотца. Но оно стоило того. Ощущение полной оторванности от человечества, красивые озерца вокруг. Кладбище поразило каменной оградой. Ну и , безусловно, уникальными крестами, сплетенными из бересты в середине прошлого века.
Обратно в цивилизацию выезжали по, опять же, не указанному в картах грейдеру. Он вел в Зубово, но мы свернули обратно, на Пяжелку.
При подготовке из интернета были собраны точки интереса. Многих из них в реальности уже нет. Прикладываю файл с теми точками, которые были проверены и действительно существуют ( указывают на населенный пункт, в котором находится достопримечательность).