Архив 2012 . Шимозеро.

Фото отчеты и видео зарисовки наших путешествий и мероприятий

Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 12:13

Приглашаем присоединиться к поездке в центр Веппской возвышенности, в край лесов и озер.
Едем на белые ночи и июньские праздники: 10-12 июня 2012 года
Если вам показалось , что цель поездки- покормить вологодских комаров, выработать несколько баков топлива и предоставить автомобилям возможность расстаться с ненужными деталями, то рассказываю все тайны. :)
Целей несколько, и все они имеют глубокий культурно-исторический смысл :) :

1.Проехать по южному прионежью, Шимозерскому краю- территории проживания вепсов , по тем дремучим лесам, которые называются теперь Вепсской возвышенностью. В советские времена вепсов начали расселять из-за нежелания властей строить дороги и проводить электричество в места их проживания, а так же для уничтожения хуторского общежития, всех загоняли в колхозы. Район Шимозерья полностью обезлюдел в 70-е года ХХв. Шимозерский край по своему уникален. В Центрально-Европейской части России очень мало мест, чтобы на сотни квадратных километров вокруг не было ни одной жилой деревни. Так и остались вепсские села целыми и обезлюдевшими. Церкви стоят, избы, а людей нет.

2.Шимозеро. Озеро относится к категории "периодически исчезающих озер". Нет, оно не пересыхает. Просто под озером находятся карстовые пещеры и в определенные промежутки времени, вода из озера уходит под землю. в карстовую воронку в самом конце узкого залива-протоки, что находится в юго-восточной части Пюгк-озера - так называется восточная половина Шим-озера. Воронка по-вепсски называется Musthoud, а по-русски - Черная Яма. К этой воронке можно попасть только на адской каракатице Johnа Mullinsа подготовленных автомобилях, или же немного пройдясь пешком.

Изображение

Из отчетов:
Чуть позже Александр Аркадьевич (местный житель) отвел всех на «Чёрную яму». Обычная с виду протока только заканчивается совершенно круглым заливом диаметром метров в 50. Это и есть «пробка от озера». Александр Аркадьевич говорит, что перед тем как озеро «засосать», «Чёрная яма» начинает вибрировать и вся рыба уходит в дальнюю часть озера которая не сливается.

…Последние несколько сотен метров до Черной ямы предстояло пройти пешком. Внезапно из-за леса появляется совершенно фантастический пейзаж! За сосенками и пожухлой травой - резкий обрыв. Первое ощущение, что из вологодские леса внезапно сменились гористой местностью. Там, где действительно было озеро - огромная воронка глубиной метров в двадцать. Открылось дно озера с плотным глинистым илом и усыпанным озерными ракушками. К слову, обнаженное глинистое дно сильно затрудняет спуск к водному зеркалу воронки.
…Внизу ручей, набирая скорость, устремлялся в крутящуюся воронку с пугающим названием - Черная Яма. Вплавь добраться до воронки я бы лично не рискнул. Водоворот действительно завораживает и пугает одновременно. Массы воды уходят куда-то под землю…


3. Зеленые человечки. Первое документально зафиксированное на Руси древнее свидетельство про НЛО относится именно к Вологодской области. Далее , упоминания о НЛО встречались все чаще. По рассказам, в 1968 году НЛО упал в Белое озеро, а затем взлетел из-под воды. В июне 1989 года в районе деревни Конанцево приземлилась целая «эскадрилья» НЛО. В 1978 году жители Верховажского района обнаружили в лесу «железный гриб». Один из последних феноменов — меняющий свою окраску «баллон» — регулярно наблюдают жители деревни Марково в полночь.
Из отчета вологодских уфологов:
«Карта не совпадает с реальностью: дорог нет, деревень, которые якобы должны быть, тоже. Зато мы обнаружили, что за нами летят странные огни», — говорит Андрей Алексеевич. Он проверял — вылезал из машины, чтобы понять, что же это за явление. Как только машина прекращала движение, огни словно застывали…
В глубине болота члены экспедиции обнаружили «Иудову осину», дерево высотой в 12 метров, возле которого, по преданию старожилов, у всех останавливаются часы. Действительно, часы остановились практически у всех, когда вологжане достигли выжженной опушки."


4. Деревянная архитектура. В районе сосредоточено большое количество деревянных церквей. По причине недоступности они практически неизвестны и хорошо сохранились, а на старом кладбище стоят кресты, плетеные из бересты!

Изображение

Изображение

Заедем в заброшенную вепсскую деревню Пелкасска. Здесь сохранилось несколько добротных двухсотлетних домиков с очень маленькими окошечками, построенных по славным традициям северян.

Изображение

Предварительный план такой:
9-го, суббота, короткий рабочий день. Встречаемся в первом лагере на реке Молога, в районе Устюжны. 460 км от МСК.
10-го утром ждем остальных и выходим на маршрут.Начало маршрута- Бабаево. Двигаемся на север вдоль границы областей, на Пяжелку. Второй лагерь предположительно на Яньдозере.
11-го- продолжаем маршрут. Вся внедорожная часть- около 200 км.
12-го утром - выход на трассу в районе Анненского моста,а может и Зубово. Домой. 650-700 км до МСК.

Внедорожная часть маршрута по отчетам с трудом проходима на стандартном внедорожнике с грязевой резиной. Всевозможные факультативные объезды и подъезды к церквям- могут быть посложнее. Треков нет, карты врут. :) Примерный маршрут нарисуем и выложим. Точки церквей, озер и тд. будут.

Шеф мероприятия, повелитель точек, треков, лагерей и костров - Razgrom.
Руководитель разведгруппы - John Mullins
Картежник- ValentinAK

Как всегда, ждем всех! Но, любителям поспать в лагере до обеда, наверное, будет некомфортно, так как в приоритете по-возможности ранние выезды и постановка лагеря засветло( если так можно говорить в белые ночи).
Питер, приезжайте!!!!! Вам же еще ближе! ;)

Использовала фото отсюда: http://serge-g239.livejournal.com/56992.html



22 июня 2013 года

-А чо тут думать-то? Тут ехать надо.
ValentinAK


-Да туда же фиг проедешь! Ну что, поехали?
Pahom




В теме подготовки участники выложили много интересных отчетов и полезной информации.
В этой теме попробую ее обобщить. Надеюсь, что наработки помогут тем, кто еще не был в Шимозерье, составить представление о местности.
Итак, будет два отчета. Первый- технический. Второй - непосредственно об озере.

Технический отчет. 10-12 июня. Общий пробег- около 1 600 км.. Свой фотоаппарат не брала, поэтому бессовестно использую фотографии участников.

Изображение

Изображение

Здесь нет и маленькой части тех впечатлений, что мы привезли домой, и почти нет фото. Зато будет много полезной информации для тех, кто захочет посмотреть на загадочный край, называющийся Вепсская возвышенность.
При подготовке поездки мы в первую очередь стали искать в сети рассказы тех, кому уже посчастливилось побывать в этих краях. Их было немного, и сведения в них сильно отличались, от « в сухую погоду на недоприводе» до « три дня на лебедке». Помимо глухого края очень заинтересовали деревянные церкви, берестяные кресты на кладбище и , собственно, само карстовое озеро- Шимозеро.

Вот ссылки на те отчеты, которые мы нашли:
http://4x4.auto35.ru/viewtopic.php?id=1249
http://www.land-cruiser.ru/index.php?showtopic=54732
http://serge-g239.livejournal.com/56992.html
http://mackeyka.livejournal.com/126295.html
http://jeep-user.livejournal.com/1492.html
http://www.front-line.info/forum/viewto ... 602cede124
http://semizha.narod.ru/m22.html
http://www.karaed.ru/krivozero/index.htm
http://home.onego.ru/~pashkov/kriv2007/kriv2007.htm
http://agbike.spb.ru/travel/shimozero.html
http://www.youtube.com/watch?v=wZuffaay ... r_embedded

Итак, отчеты были изучены, ужасы нагнаны, пора переходить к дорогам. Поскольку побывавшие Там все, как один, утверждали, что « карты врут», дороги условно были поделены на две категории: «отсутствующие» и «потенциально существующие». Пришлось буквально выискивать в отчетах каждое упоминание о поворотах, развилках и прочих топографических конфигурациях. ValentinAK, Razgrom и John Mullins изучали космоснимки, накладывали на них треки из отчетов. К сожалению, треки были в основном велосипедные и пешие. А пеший, как известно, в плане дорог джиперу не товарищ. Последний найденный в сети отчет гласил:
Эта январская вылазка оказалась довольно короткая в плане оффроуда и довольно жестокая в плане поломок.
Благодаря Патрулю, который в принципе не ехал, кроме как на моей задней лебедке, участок старой заросшей 40 лет назад дороги (прим. 2600 м)
мы прошли за 15ч.20 мин. Так медленно я не ездил еще никогда
Наши потери составили :
PATROL Y60 :
- минус задняя блокировка
- минус передний мост
- минус передняя лебедка
- минус тормоза
- минус сцепление
- минус всякая шолуха типо погнутого бампера , разбитых фонариков и т.д

TOYOTA 77
- минус задняя лебедка
- минус два расширителя пластиковых
- крепление номера переднего оторвал

MMC PAJERO
- минус расширитель один
- минус передний мост

До намечанного места не дошли примерно 3700 м. После того, как глубина снега привысила уровень колена, машины ехать перестали. Решено было вернуться в лагерь и повторить попытку весной. Мы вернемся как снег сойдет...


На том и выехали. :)

Первый лагерь у нас был в трех километрах от Устюжны, на берегу реки Молога. Хорошее место. Берег активно застраивается, проезд скоро закроют, скорее всего. В лагерь надо было заезжать по маршруту Бежецк- Красный Холм- Сандово- Устюжна. Мы почему-то поворот на Сандово благополучно проморгали, поэтому пришлось ехать через Весьегонск. Повторять этот поступок не надо, так как на отрезке Весьегонск- Устюжна дорога представляет из себя сомнительного качества грейдер. В Устюжне тоже не все улицы открыты для автомобилей.
-Не проедете, у нас там зона.
-Какая зона, жилая?
-Зона. Тюрьма.

Утром 10-го выехали из лагеря в 11-00, как и планировали. Асфальт до Бабаево. Магазины, АЗС. Заезжаем на ж/д вокзал, смотрим паровоз Эр-711, поворотное депо и водокачку. Встаем на дорогу к Борисово-Судскому. Дорога- ровный асфальт, вокруг сосны, камни и белые мхи. Карелия!!! В Борисово- Судском крайняя на нашем маршруте заправка. Заодно еще раз заходим за продуктами. В этом же поселке есть магазин автозапчастей и автосервис. Дорога Борисово- Судский- Пяжелка- Макарьевская- Фоминская- это грейдер. Широкий, не везде ровный, но при этом очень твердый. Если выбирать правильную дорогу, полный привод не нужен, кроме двух достаточно глубоких, но с твердым и каменистым дном луж.
Изображение

Перед самим Шимозером дорога сужается и начинаются небольшие "джиперские трудности " (с). Да, и ответвления в сторону грозят погружением в Вепсские топи.

Изображение


Места глухие, красивые. Церкви, по-большей части, деревянные. Мы знали, что берега Шимозера низкие и заросшие, и единственное возможное место для лагеря- это западный берег. Так и получилось- встали на полуострове. С двух сторон вода, легкий ветерок, комаров почти нет. Место так понравилось, что оставались там два дня, делая радиальные выезды. Т.1- лагерь.

Изображение

Изображение

В отчетах советуют стоянки на восточном берегу Яньдозера. Да, там есть несколько красивых и уютных мест. Но , небольшие. Рыболовы, в основном, там стоят.

Радиалки.
ValentinAK и Кора исследовали северо-западные направления. Их фото тут и тут

Bolshoy75 и АnnaK вообще фигзнаетгде катались))) http://www.drive2.ru/users/bolshoy75/bl ... eplieslist

Дядя Саша и Данила совершали пешие марш-броски.Их отчет
Их маршрут:
Изображение

Джеки пробивалась к нам из Питера. Ее отчет:
Первая часть
Вторая часть

Также были попытки проехать вокруг Шимозера, как по северному берегу (Бабинская), так и через юго-восток. Дорога есть только до Захарьевской( д. Пелкасска). Там два жилых дома. Об Александре Аркадьевиче, жителе одного из них, мы знали из отчетов. Вечером съездили к нему в гости, узнали много интересного о Шимозерье. Да, и том, что нет-нет, да и промелькнет в рассказах побывавших Там. Так вот, странные трехметровые темные фигуры , действительно, иногда расхаживают по берегам Нажмозера. А фотографии светящихся шаров есть чуть ли не у каждого жителя Пяжелки. А вот беглых заключенных , которыми нас пугали, никто никогда там не встречал.

И еще была одна радиалка- мимо Яньдозера к Кривозеру. Цель- старое кладбище с берестяными крестами на урочище Погост. Вдоль Яньдозера дорога только для 4х4, большие колеи. В районе Кривозера вышли на грейдер с плитами, необозначенный( как и все остальные дороги) на карте. От него до нужной нам точки около трех км. Переправа через речку, урочище. Дальше теряется даже пешая тропа. Шли через буреломы, кусты и болотца. Но оно стоило того. Ощущение полной оторванности от человечества, красивые озерца вокруг. Кладбище поразило каменной оградой. Ну и , безусловно, уникальными крестами, сплетенными из бересты в середине прошлого века.

Изображение

Обратно в цивилизацию выезжали по, опять же, не указанному в картах грейдеру. Он вел в Зубово, но мы свернули обратно, на Пяжелку.

При подготовке из интернета были собраны точки интереса. Многих из них в реальности уже нет. Прикладываю файл с теми точками, которые были проверены и действительно существуют ( указывают на населенный пункт, в котором находится достопримечательность).
Вложения
Шимозеро проверенные точки.rar
(570 байт) Скачиваний: 624
Шимозеро точки.doc
(26 КБ) Скачиваний: 713
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06

Re: Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 12:13

…Жил в Шимозере водяной, и был он страстным картежником. Частенько играл с другим водяным - хозяином Онежского озера. И так однажды проигрался, что спустил все, что имел: озеро со всей живностью и с собою вместе. Вот и пришлось ему идти со скарбом в услужение к онежскому водяному, отрабатывать долги. Так и повелось: отработает проигрыш шимозерский водяной - вернется назад и озеро вернет, вновь проиграется - уходит с озером под землю. Не остается тогда ни воды, ни рыбы…

Шимозеро – это периодически исчезающее карстовое озеро, расположенное на границе Бабаевского и Вытегорского районов, в восточной части Вепсской возвышенности. Входит в реестр уникальных природных объектов России и является одним из 7-ми чудес финно-угорского мира. Площадь Шимозера составляет немногим более восьми квадратных километров.
Первые упоминания- в 1496 г. Вепсы, проживавшие на побережье, называли озeро Шимгярь, где «-гярь» - диалектная фoрма вепсского слова «озeро». Но по происхождению основa «шим» является мeрянской, где «шем» значит «черное, ржавое». Озеро бессточное, а именно такие озера и финно-угорских и русского народов называются «черными». Позже произошла замeна гласных «е» на «и». Так озеро стало Шимозером.
Особенностью озера является карстовая ворoнка на дне котловины в юго-восточной части водоема, которую русские называют Черной ямой . Через эту вoронку вода озера периодически ухoдит под землю настолько, что его плoщадь сокращается в 3 раза. Вместе с водой в подземную реку уходит и рыба. Через нeопределенное время вода снoва заливает высохшее прoстранство дна озера до мaксимального уровня. Не совсем, правда, ясны пути, по которым уходит вода из Шимозера и других озер этой группы. Бытует легенда, что Черная Яма имеет огромную глубину и соединяется подземной 60-километровой рекой с Онежским озером. Побывавший здесь в конце XIX века Г. И. Куликовский и по заданию Русского географического общества впервые описавший исчезающие озера, высказал предположение, что подземная река близ села Коштуги и есть выход стока из Шимозера. В пользу такого предположения свидетельствует также уклон местности в сторону Коштуги, а далее к Онежскому озеру.

Исчезновение воды из озера наблюдается далеко не каждый год. Ученые пытались установить закономерность такого явления. И хотя строгой периодичности в уходе воды не обнаружено, замечено, что вероятность исчезновения воды в сухие годы больше, чем во влажные.

Географ А. Нечаев так описывал Шимозеро :
«В начале лета оно полно водой, а в июне постепенно мелеет, и из вод его тут и там выступают острова. К осени озеро совершенно высыхает: вода его уходит под землю. На юго-восточном конце Шимозера расположена совершенно правильная круглая котловина — воронка, известная под названием Чёрная яма. Вода, наполняющая её в начале лета, находится в постоянном вращательном движении. Если закинуть здесь рыболовную сеть, то её потянет книзу и скрутит в комок. Когда вода в Шимозере спадает, Чёрная яма превращается в грязный зияющий провал. Впрочем, на дне его остаётся вода, которая то опускается, то поднимается."


Для сохранения этого природного явления и наблюдения за ним образован государственный гидрологический заказник - Шимозерский. Сейчас за Черной ямой присматривает лишь житель деревни Пелкасска - Александр Аркадьевич. Москвич, физик-электронщик .Человек интеллигентный, приветливый и интересный собеседник. Живет в деревне почти круглый год, составляет атлас растений Русского севера – весной, летом и осенью фотографирует, а зимой архивы разбирает и описывает. А еще собирается сделать определитель грибов.
Александр Аркадьевич много лет наблюдает за процессами, происходящими на озере. Рассказывает, что перед тем как озеро «засосать», Чёрная яма начинает вибрировать и вся рыба уходит в дальнюю часть озера, которая не сливается. Крайний раз озеро уходило в 2010 году. А перед этим- в 2006. И тогда Александр Аркадьевич ежедневно ходил на Черную яму и делал фотографии, которыми поделился с нами для публикации на форуме.

Вот такой мы застали воронку в июне( фото Валентина) :

Изображение


А вот фотографии Черной ямы в сентябре 2006 года (фотографии А.А.)

21 сентября 2006 года- озеро уходит

Изображение

Изображение


28 сентября 2006 года

Изображение

Изображение


2 октября , минимальный уровень

Изображение


8 октября. Шимозерский водяной еще не отыграл озеро назад.

Изображение


18 октября, вода начинает прибывать

Изображение


22 октября, выпал первый снег

Изображение


24 октября, снег тает

Изображение


26 октября, вода поднимается

Изображение


К концу ноября воронка полностью была заполнена. Таким образом , в течение двух месяцев можно было наблюдать за этим явлением.
И это еще один повод нам туда вернуться.))))

Точка 1- воронка
Точка 2- здесь оставляли машины и по тропинке шли до воронки (около 300 м)

Изображение
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06

Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 12:24

Отчет от Дядя Саша ака Заяц:

Итак, начнем))
Во первЫх строках хочу написать пару слов о навигаторе (сиречь - Дигме). Я включил его в режим "блондинки", указав в качестве финиша Устюжну (кстати, ударение там на первый слог, на У, а не на Ю). Пути Навитела оказались неисповедимы. В Кимрах Навител провел нас по какой-то дорожке, где пришлось включить полный привод (видимо, посчитав, что путь по ней будет на 5 м короче, чем по сквозным проезжим). После Бежецка предложил свернуть с хорошего асфальта на грейдер, очевидно чтобы избежать крюка в сторону Кр. Холма. На этом грейдере мы увидели занятную картину:
Изображение
То ли бобры где-то постарались, то ли труба под дорогой засорилась - насыпь грейдера представляла собой дамбу, которая держала стихийное озеро-болото, образовавшееся по одну сторону. Из воды торчали кусты, деревья. Если договориться с бобрами - можно сажать рис.

На точку первого лагеря выходили по старой привычке - по азимуту (привет 4х4тур!). Дорога оборвалась возле крайнего дома Устюжны, но мы не могли согласиться с этим, и ломанулись в поле. Уверенности добавляли свежие автомобильные следы на примятой траве (как выяснилось, Валентина) - ничто так не радует, как близость братьев по разуму! Мужик в крайнем доме озадаченно посмотрел на нашу машину, удаляющуюся в поле "в никуда". Днем раньше, должно быть, он видел ту же картину - дежавю однако.

Не буду останавливаться на коллективной части поездки - расскажу про те места, где мы были одним экипажем. Но чуть погодя.

Продолжу...
Когда стало очевидно, что ехать к крестам на моей Л200 смысла мало, я парканул ее в лесу и мы с Данилой отправились к Мишаковской - там "крестик" на карте. Пути - 2 или 2,5 км. По дороге несколько мелких речек. Вот что осталось от моста в первой речке:
Изображение
Дорогой это можно назвать весьма условно.
Кое-где дорога выходит на берег озера. Бобры видимо выпили Фанты и решили, что им по плечу перекрыть целое озеро. Но потом выдохнули и бросили это дело:
Изображение
Где-то дорога ныряет прям в озеро.
Изображение
Потом перед нами открылась большая поляна с остатками срубов. За ней еще одна речушка, и за ней сквозь лес видны остатки часовни. Кто-то бросил надувастика с мотором, удочками, снастями. Хозяев не встретили, но на обратном пути этой лодки уже не было.... Попробовали покататься на второй лодке (весла валялись рядом) - но конструкция оказалась настолько хлипкой, что скорость заполнения лодки водой явно превышала скорость ее передвижения.
Изображение
Вот что осталось от часовни в Мишаковской:
Изображение
Вокруг - весьма глубокие ямы, скорее всего было кладбище, разрытое копателями
Вернулись обратно к машине и поехали лицезреть новую достопримечательность - шарики. Я знаю, многие джиперы считают своим долгом съездить к шарику (я, кстати, так и не был). А тут - сразу много шариков. Так что я мысленно поставил себе "зачет"
Изображение
Теперь мы знаем, куда прилетают б/у шарики и небесные фонарики

Познакомились с местным (кажется, зовут Захар) - паренек лет 25ти. Характерный головной убор делал его похожим на беглого каторжника. Второй и последней деталью одежды были шорты/трусы/плавки, в которых он проделал длинный путь из соседней деревни. Его дом из белого кирпича был построен в году так 95-м и первоначально предполагался то ли как пилорама, то ли как подстанция (что питать-то???). Сам он из Белгородской области, живет там лет 8 и про мало что может рассказать про местные интересности.

Трудно добавить что-то для раскрытия темы деревни Пелкасска - все уже обфотографировано и исхожено. Добавлю немного своих фоток:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Пытались найти дорогу до Бабинской/Каменной, потерпели поражение. Дожидаемся местного (тож дядя Саша), он, даже не дослушав вопрос, тут же приглашает в дом, и тут понимаем что мы "попали" - местный редко с кем общается в той глуши, и пока обо всем не переговорим - дороги к часовне не узнаем. Вот тут-то и пригодился припасенный из Москвы тортик! Хозяин дома - бывший москвич, физик-электронщик, переехавший после перестройки в Бабаево и живущий в Пелкасске как на даче. Рассказал что-то про вепсов нынешних (а они вполне ничего так живут под русскими именами-фамилиями в ближайших больших деревнях и райцентрах, куда их "укрупняли"), рассказал про то чем жила деревня. Приготовил чай в самоваре. Процесс оказался не быстрый, но чай зато превзошел все мои ожидания.
Изображение

Электроприборы запитаны от аккумулятора. По дому идет "альтернативная" проводка на 12 в. На следующей фотке виден подкапотный плафончик. Ну а расписной шкаф - вообще произведение искусства. Только 12 вольт тут уже ни при чем, просто он есть на фотке
Изображение

Ручка двери обмотана берестой:
Изображение

Кстати, в деревне есть типа "святой источник", но на машине его не достичь, а пробираться через лес с 20-литровой канистрой желающих не было.

Местный вывел нас на дорогу, которая вела в Каменное, махнул рукой - "Вам туда". ДОрогой это можно назвать условно... Две едва заметные колеи, которые мы вскоре потеряли, но потом опять нашли, когда она на некоторое время слилась с тропинкой, очевидно от второго жилого дома к озеру. Говорят, в 2004 (?) году там проезжал уазик. И - со слов местного - в этом году туда еще никто не ходил. Идти первые три км было просто удовольствием. Это приятная тропка, [s]не перепаханная колесами внедорожников[/s], там просто благодать, следы животных - в общем если хотите почувствовать себя частью природы - вам туда )).
Изображение

А вот последний километр был адским - в этом году прошел ураган, повалилось много деревьев. Если впереди мы видели просвет - то он оказывался целой поляной с повалившимися соснами - повалившимися как раз на дорогу. Было бы обидно отступать и, убедившись в достаточном заряде ЖПСа и запасе воды, мы продолжили пешее рубилово. Я пожалел что не взял мачете (ха! спасибо коллегам - подарили на день рождения), так хотя бы можно было кое-где идти напрямки, срубая сучки там, где можно перешагнуть дерево. В какой-то момент я понял, что уже задолбался их обходить....

Наконец-то мы были вознаграждены - мы вышли на поляну. Там остались какие-то постройки. Часовня (соответствует картинке на генштабе, а вот точка поставлена кривовато) находится в небольшой рощице ближе к озеру.

Изображение

Изображение

Изображение

Собсно, вот. Ну, и еще несколько фот напоследок:

Сантехники изучают объем бедствия
Изображение

Вепсовское фирменное противоугонное устройство. Судя по тому, что в крупных городах так не заморачиваются, в той глуши машины тырят на раз-два-три

Изображение

Эти и другие фоты можно увидеть здесь: http://photo.qip.ru/users/remymartin/4095044/?mode=xlarge

От двери до двери проехали 1600 км. Дома были в 2 ночи. Остаток ночи сын готовился к экзамену по физике, и время явно не прошло даром - в зачетке четверка.
Спасибо за компанию, был рад видеть всех!
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06

Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 12:41

Отчет от J-k, первая часть:

Поехали? :)

Как обычно после длинных выходных вернуться в Питер вовремя у меня не получилось. А все началось с темы на форуме про выходные на Шимозере, вроде как там некормленные комары, да еще и с припиской «Питер, вам же ближе, чем нам, и мы для вас и короткую дорожку нашли».

Очень привлекательно, тем более что, пропустив осенью Полную Чухлому, я давно всех не видела.
Посмотрев по картам и не найдя на спутниковых снимках предлагаемую для питерцев дорожку, решила, что стоит на нее посмотреть вблизи, хотя здравый смысл пробубнил то-то невразумительное про то, что если там дороги нет, то возвращение в объезд будет слишком длинным, и может быть лучше сразу ехать через Подпорожье и Ошту, а если есть, то проезд по ней может занять все три дня праздников.


Продравшись поздно вечером 9го числа через многочисленные ремонты на Мурманской трассе и испытав чувство локтя с дальнобойщиками, когда мы с каким-то Патролом «держали» левую обочину от непрерывно лезущих на нее торопыг, желающих превратить двухрядное шоссе, сужающееся до одного, в четырехрядное, и в «узком горлышке» застопорить движение напрочь, повернула на восток вдоль Ояти. От этого места по прямой до Шимозера ближе всего. Было уже два ночи, и единственное желание уже было, это где-то приткнуться на ночевку. На одном из поворотов неожиданно во всю ширь над шоссе низко над горизонтом выкатилась огромная красная луна. Хотелось ее сфотографировать, но было лень останавливаться.
Удобное место для ночевки оказалось чуть не доезжая Чеглы, где дорога идет совсем рядом с рекой. Но стоило свернуть на песчаную дорожку к реке, как сразу стало понятно, что удобно оно для многих - вдоль берега стояли и машины, и палатки. Все-таки хотелось уединения, и я чуть прокатилась поисках места. Проехав в темноте через какие-то мокрые колеи, выехала туда, где не было машин, но зато оказалось много комаров. Сфотографировала лунный пейзаж (но луна к этому времени уже укатилась от Земли и стала совсем маленькой, а на фотографии и вообще на луну оказалась не похожей, залезла в спальник, и засыпая подумала, что машина стоит неправильно, и утром мне в глаза будет светить солнце и не даст выспаться.

Изображение


Утром так и оказалось, проснулась от жары. Не вылезая из спальника распахнула двери, от реки потянуло приятной прохладой, но сон уже улетучился. Вид из окна оказался хорошим, но слишком обыкновенным по сравнению с ночным - обрывистый берег, вялотекущая река, какие-то крыши за излучиной.

Изображение


Завтракать можно было «наскоро подкрепившись», «плотно» или «изыскано». Решив, что я не очень спешу, соорудила яичницу с ветчиной и сварила кофе.
Вернулась на свой маршрут. Под колесами шуршал асфальт весь в разноцветных пятнах разновременных ремонтов, но дольно ровный. По сторонам смотреть было особо не на что. Село Алеховщина почему-то закончилась дважды – сначала с правой стороны, а метров через пятьсот такой же знак стоял и на левой стороне. Шла непрерывная «сплошная», хотя участками шоссе было прямым, а дорожные знаки незакономерно менялись с «обгон запрещен» на «конец действия знака обгон запрещен». Машин почти не было, но время от времени какое-нибудь тихоход собирал небольшие колонны. Сначала матиз, потом небольшой пикап с буквами Т…АМ на номере, потом желтый школьный автобус, судя по спящим пассажирам, куда-то везущий учителей. У километрового столба «69» асфальт сменился на пыль грейдера.

У Ратигоры что-то строилось под вывеской «Ленинградская ГАЭС, подготовительный этап», дорожные катки трамбовали щебеночные площадки, по просеке стояли новенькие опоры для ЛЭП,

Изображение

сновали Татры с наклейками «татра-клуб» и Камазы без наклеек. Грейдер был безбожно перемолот их колесами.

В Ярославичах немного отклонилась от маршрута чтобы посмотреть на окружающую природу с высоты Вепсской возвышенности.

Изображение

Деревянные избы, загородки для скота. Невысокие заборчики, чтобы чужая свинья не забрела в огород, а не для того, чтобы отгородить себе кусок неба.

Изображение

Изображение

Изображение

И вид на Ярославичи и реку Оять

Изображение


Подвесной мост на другой берег

Изображение

Изображение

В самих Ярославичах поставлена часовня-новодел.

Изображение

У школы памятник погибшим в войну землякам и Герою Советского Союза, здешнему уроженцу И.Ф.Смирнову

За Ярославичами остановилась фотографировать стадо коров

Изображение

и меня обогнал встреченный раньше школьный автобус, который медленно, но верно двигался в том же направлении, что и я.

Дорога скучна - грейдер отлично качества, машина спокойно держит скорость около 80 км/ч. Стена лиственного леса, по сторонам ничего не видно, хотя дорога идет почти по берегу Ояти. Но все же иногда открываются дали.

Изображение

Километров за пятнадцать до Винницы оживает сотовый – появилась связь, в самих же Винницах пейзаж дополняют вышки связи.

Изображение

Грейдер становится зубодробительным, но к счастью быстро сменяется асфальтом в самих Винницах.

Через Винницы навигатор мне нарисовал прямой проезд, однако эту дорогу перегораживает грузовик. Попутная машина ныряет в какую-то щель между заборами, и я за ней. Следующий перекресток снова перекрыт, но уже машиной ГАИ. Когда и в третьем месте не получается проехать, ставлю машину и иду смотреть что же там такое происходит. И неожиданно попадаю на вепсский праздник «Древо жизни». Песни, танцы, ярмарка. Вижу и знакомый школьный автобус – так вот куда он так неумолимо пробирался! Номера машин и областные, и вологодские, и карельские, и даже финские. Говорят и на русском, на совершенно незнакомом, видимо как раз вепсском, языке.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Немного побродив по ярмарке, купив себе поесть калиток и просто, чтобы хоть что-то купить на память, деревянную ложку из можжевельника, выбираюсь узкими улочками к памятнику архитектуры, именуемому «Винницкий погост» и охраняемому государством.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



От ансамбля кое-что сохранилось, но прямо в центре поставлена новая церковь, и, похоже, что стоит она чуть ли не на старых захоронениях...

Изображение

За Винницами больше смотреть не на что, да и времени уже почти четыре вечера, а мне еще искать дорогу. Сотовая связь прекратилась, где находилась в это время группа тамовцев, едущая из Москвы, было не узнать. Последняя связь была только утром, когда ребята были еще в первом лагере, а следующий раз сотовый заработал лишь через два дня. Рация на таких расстояниях тоже бесполезна. Ориентир для встречи был лишь примерный – озеро Яньдозеро, находившееся между границей областей, где я теоретически должна была выехать, и Шимозером. И были у меня еще «точки интереса» выложенные на форуме при подготовке, на которые все собирались заезжать.

Грейдер после деревни Кармановская сначала стал уже, потом постепенно перешел в песчаную лесовозную дорогу. Два раза попалась стоящая без людей лесо-техника, а потом в нужном направлении пошла просто старая лесовозка, но довольно сухая, которая вывела на относительно недавнюю и уже зарастающую вырубку ровно на границе Ленинградской и Вологодской областей. Через вырубку тянулись накатанные колесами следы, но они просто оборвались в лесу – на небольшой полянке были следы костра и тропинка, спускающаяся к реке. Вернулась на вырубку, однако от нее никаких намеков на проезд не просматривалось и я снова решила посмотреть на место, где в лесу закончилась колея. Походив пешком обнаружила характерные задиры от колес на валяющихся в лесу стволах. Значит, все же кто-то когда-то ехал. Выбрала траекторию, заправила бензопилу… И мы с верным Зеленым Элем медленно поехали.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Пилить пришлось много, коварные деревья норовили упасть почему-то не в лес, на пригодное для проезда место. А особо вредные еще и не поперек «дороги», а почти вдоль нее, из-за чего пилить и растаскивать надо было больше. Впрочем, однозначно было ясно, что дорога здесь была, но лет … очень много назад. Может 20, а может и больше. Местами следов проезда не было и приходилось пешком уходить метров на 100 вперед, чтобы, пройдя зигзагами, подсечь старые следы и определить направление движения. Перебравшись через небольшой ручей и одно болото с помощью лебедки, сломавшись за 350 метров до выезда на грейдер в Вологодской области, из-за вынужденного ремонта заночевала просто в лесу.

Утро было чудно - прохладное, солнце не жарило через стекла машины. Завтрак на этот раз был из категории «наскоро подкрепившись» - из растворимой каши. А потом я довольно быстро выбралась почти к берегу Долгозера.

Изображение

На берегу лежал старый плот со сломанным веслом

Изображение

Наверно его выбросило на берег каким-нибудь осенним штормом. В середине виднелся островок, а в самом озере белые поплавки явно от сетей. Купаться не захотелось, только умылась, чему несказанно обрадовались комары и мошка – умывшись, я смыла «антикомарин». Ретировалась к машине и сразу опрыскалась «off!»-ом. Как выходила когда-то эта дорожка на грейдер, мне понять не удалось – видимо при расчистке обочин грейдера старую дорогу просто перекопали канавой или завалили бревнами. Так что, выбрав более или менее подходящую траекторию, просто сделала проход в зарослях и выехала на грейдер. «Пешеходам надо просто пройти дорогу, а джиперам еще и протащить свой джип» :)

Изображение

Было примерно полдвенадцатого.


С этой стороны к Долгозеру можно было уже подъезжать и на недоприводе, хотя у протоки между Долгозером и озером Долгое стояли все же уазики.

Изображение

Рация молчала, вернее временами оживала, чтобы выдать что-то то на немецком, то на финском языках. CiBi на таких расстояниях в обычной жизни не берет, а это явление именуется «прохождением». Но меня-то больше интересовала ближняя связь.

Чтобы как-то понять, где могут быть тамовцы, мне надо было начинать объезд «точек интереса». Ближайшая ко мне была на Кривозере – по описанию там старый погост, с крестами, плетенными из бересты. По грейдеру к ней и отправилась. Через дорогу нахально прямо перед машиной пробежал упитанный заяц. «Мой» грейдер вывел на грейдер с бетонными плитами.

Изображение

От него в направлении Кривозера следы проезда были, но никак не нескольких внедорожников.

Изображение

На всякий случай проехала по следам. Дорога закончилась метров через 500, дальше был довольно крутой спуск. Свежих следов проезда дальше не было, а в том, что они будут, если бы ехали наши, я не сомневалась. Навигатор до места показал около четырех километров, и идти их пешком, потратив уйму времени, мне не хотелось. Поехала посмотреть дорожки в направлении Яньдозера, обозначенные на карте. Они петляли с горки на горку по заросшим старым вырубкам.

Изображение

Изображение

Но очевидного пути к озеру я не нашла. Следов проезда внедорожников тоже не было. Вернулась на бетонку, и поехала на север, искать какие-то более очевидные пути уже к Шимозеру и дальше посмотреть хотя бы что-то из того, что было выложено в виде точек на форуме подготовки к поездке. Надежды на встречу с ребятами оставалось очень мало. И все же в начале второго четко прорезалось «Разгром, ответь Пахому». Не слушая, что отвечает Разгром, врываюсь в их разговор и мне отвечают! А где-то через час мы и встречаемся у дороги на Кривозеро.

Изображение

Изображение


Посмотрев и оценив дорогу, решено идти пешком со словами «подтянутся основные силы, уж они-то точно тут проедут, вот на их машинах мы и вернемся». Я тоже поддаюсь, хотя опыт говорит, что идти здесь будет едва ли не хуже, чем ехать. Но в нужную сторону уходит довольно заметная колея, ручей переходим по упавшему дереву и довольно быстро доходим до урочища Кривозеро.

Урочище заросло травой и крапивой, по окраине кусты малины. На самой вершине обломки когда-то сгоревшего вагончика-балка.

Изображение

Дороги, обозначенные на карте, более или менее видны и до ручья между Варьозером и Кривозером доходим довольно быстро. На полуостров же к урочищу, обозначенному как Погост, дороги не видно никакой, приходится просто пробираться по азимуту.

Изображение

И вот, наконец наша цель.

Изображение


Ограда из валунов, полностью разрушившаяся церквушка, старые могилы и могилы, за которыми есть уход.

Изображение

Изображение

И кресты из бересты, которые так заинтересовали по чужим фотографиям.

Изображение


Обратно пошли по более или менее чистому, без подлеска, лесу, но уперлись болото и вынуждены были его обходить. Усталость накапливается, перешагивать упавшие деревья с каждым шагом все труднее, иногда кажется, что проползти под ним проще, чем перелезть. Выбравшись к протоке между озерами видим нашу надежду – «адскую красную каракатицу» и невозмутимо выглядывающего из нее пилота.

Изображение

Однако наша надежда на то, что он нас оставшийся километр с небольшим подвезет, не оправдалась. К точке старта мы вернулись пешком. Перекусив, отправились в лагерь, оставленный у Шимозера. Дорога к нему шла с севера, практически все время по проложенным для вывоза леса грейдерам. Проблемными были лишь 2,5 километра по старой дороге, где пригодились и лебедки. Хотя в целом это хорошая лесная дорога

Изображение

Изображение

Потом она вывела к Яньдозеру

Изображение

а потом и к Шимозеру.
К часу ночи все были в лагере. Костер, приветствия, горячий чай. И тут выяснилось, что стекло моей водительской двери поднимается только до середины. Замотала дверь полиэтиленом, решив разобраться с этим утром. И почти сразу же начался дождь. Это удивительно, как нам повезло с погодой! Два дня было сухо и не очень жарко, хотя прогноз обещал дожди прямо с 10го числа.

(Продолжение следует)
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06

Re: Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 12:42

Отчет от J-k вторая часть:

Утро было серым,

Изображение

но дождь не шел, и надо было разобраться со стеклом. Видимо я задела какое-то дерево зеркалом и погнулась рамка двери. Подошедший на помощь ремдесант в лице Разгрома и uri быстро выгнул фомкой все на место.

Изображение


После завтрака скачала у Разгрома карту и точки выхода на Бабаево – у меня в нетбуке карт на юг от этого район не оказалось. Попрощавшись со всеми и получив в напутствие «мы тебя вытащим» на случай, если выехать до дороги из лагеря мне самостоятельно не удастся, поехала к погосту деревни Кузнецовская. После дождя подъем из лагеря действительно был не так уж прост, но Зеленый справился, хотя было очень здорово услышать в рации «Как дела, помощь нужна?».

При подъезде к погосту ливанул дождь. Он будет идти с переменной силой весь день, так что в этой части рассказа почти все фотографии будут «без неба».
Закутавшись в дождевик все решилась пойти смотреть – в конце концов не зря же я сюда поехала. Здесь было две церкви - деревянная Георгия Победоносца и каменная Иконы Божией Матери "Знамение"

Изображение


Дождь лил так, что даже на снимке видно полоски от струй.

Изображение


По дороге хотела увидеть табличку, прикрепленную на дереве, где написано, что здесь жил последний житель этих мест, фотографию которой показал Валентин. Но дождь и мокрые потеющие боковые стекла не давали практически ничего увидеть по сторонам. Время от времени дождь все же прекращался, и можно было что-нибудь фотографировать, не боясь намочить фотоаппарат.

Изображение


Дорога постепенно становилась все шире и качественней, стали попадаться сложенные в штабель бревна, приготовленные к вывозу.

Изображение


Заехала в деревню, обозначенную на карте как Макарьевская.

Изображение


Вернее, там целый куст деревень. На указателе, сколоченном из досок, и поставленном на основной дороге на выезде, написано Григорьевская, а в Макарьевской, что у самого Пяжозера, сохранилась деревянная Преображенская церковь 1856 года.
На церкви видны попытки подремонтировать крышу.


Изображение


Пока я фотографирую, снова начинается дождь и почти одновременно подъезжает грузовичок, из которого выходят мужики с бензопилами. Здороваемся, приглашают зайти.

Изображение

Изображение

Изображение


Рассказывают, что вот решили втроем хоть что-то подлатать в церкви – и рамы уже есть, вот крышу надо сделать, чтоб как-то от дождя спасти. А в войну тут был госпиталь, и печи стояли.
Основание под голландскую печь и правда есть.

Изображение


А вот насчет госпиталя меня берут сомнения - прикидываю расстояния и дороги. Но мужики говорят, да нет, был, и могила есть братская, вон там, даже список вологодский поисковый отряд составил. А раненых, говорят, возили на лошадях из Ошты через Шимозеро.

Изображение


Вернувшись домой нашла в ОБД Мемориал записи (50246418, стр. 7, 9-11) – здесь (указано как деревня Пяж-Озеро) в декабре 41 – мае 42 стоял АПГ 1023, умерших от ран хоронили на здешнем кладбище, и указано 19 имен. Правда схема захоронения не совсем совпадает. Трое по Мемориалу числятся перезахороненными в село Ошта, а 16 человек остались здесь.

Изображение


После этой деревни на дороге постепенно появляются дорожные знаки, потом и «настоящий» дорожный указатель на Пряжелку, а за деревней Кийно, почти сразу за мостом через реку Ножема, начинается асфальт. Здесь уже ловит сотовая, сначала МТС, а через километров пять и Мегафон. На асфальте слышу нерадостный звук. В первой же деревне со странным названием Новая Старина на МТС (это не телефонный МТС, а машинно-тракторная станция) нахожу эстакаду, и худшие подозрения подтверждаются – в переднем редукторе масла почти нет, одна вода, все-таки где-то трещинка. Заливаю свежее масло в надежде, что до Питера должно хватить.

По Янкиному списку точек в километре от Новой Старины, в Неверово, есть две каменных церкви - действующая Никольская и Рождественская. Как оказалось, стоят они буквально в 100 метрах друг от друга.

Изображение

Изображение


Около Никольской сохранились интересные надгробия

Изображение

Изображение


У одно видимо была сломана стойка, и сделана новая цементная окрашена под цвет камня в черный.

Изображение

Дождь то идет, то прекращается, под дождем заезжаю на заправку Лукойл на выезде из Борисово-Судского. Фотографировать останавливаюсь редко, только когда дождь прекращается, вот как случайно замеченную на выезде из деревни Пальцево еще одну разрушенную церковь у перекрестка дорог.

Изображение


Километров за пять до Бабаево внимание привлекает высоченная ель, она заметна издалека из-за цветных лент, даже почти на макушку кто-то постарался залезть.

Изображение

Изображение


В самом Бабаево сначала бросается в глаза бело-синее здание с надписью «Газпром», потом, запутавшись в улицах, попадаю к памятному знаку на улице названой в честь погибшего в Афганистане Владимира Шуганикова,

Изображение


а затем выезжаю к наверно единственному светофору. На этом перекрестке стоит памятник первым комсомольцам-бабаевцам. Девушка с книжкой и два парня в тужурках, один из них держит гаечный ключ, второй наверно символизирует комсомольского вожака.

Изображение


На сторонах памятника видимо были барельефы, но сохранился только один – сюжет из паровозных мастерских, а может субботник

Изображение


Рядом со станцией памятник погибшим на фронтах войны с горящим вечным огнем, и странным барельефом, по сюжету которого все войска направлены в сторону счастливого семейства с ребенком.

На самой станции велась какая-то стройка, стоит наполовину разломанное техникой здание общественного туалета, построенного в том же стиле, что вокзал. Но интереснее находящая рядом водокачка.

Изображение

Через нее видимо по-прежнему идет раздача воды, хотя рядом стоит типовая новая - на фотографии за деревьями от нее видны металлические стойки, а так она в кадр больше нигде не попала.

Изображение


Чуть дальше как памятник поставлен паровоз. Закрепленная на нем табличка говорит, что поставлен он в честь 100-летия со дня образования Бабаевского депо и является памятником всем бабаевцам-железнодорожникам.

Изображение

Пока фотографирую таблички на паровозе и еще памятный камень рядом с ним – поставленный в честь 105-летия депо, опять начинает лить. Приходится прятаться от дождя в машину, потом дождь стихает, немного переезжаю и иду смотреть поворотный круг.

Изображение


Время почти восемь вечера, до Питера ехать еще километров 500. У меня проблемы с передним редуктором, и решаю ехать не по грунтовке от Бабаево на Заборье и Сомино, хотя это сократило бы путь километров на сто, но качества которой я не знаю, а по асфальту, выйдя на вологодскую трассу в п.Леонтьево. Последняя фотография - въездной знак Бабаево, в виде паровозного колеса

Изображение


Через два часа я на границе Вологодской и Ленинградской областей.

Изображение


Спасибо Янке за точки «интереса», а Разгрому за маршрут!
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06

Re: Архив 2012 . Шимозеро.

Сообщение Янка » 08 сен 2013, 16:08

ValentinAK писал(а):Еще из интересного:
Очень забористое название у речки. Точнее мелкого ручейка.
Изображение
Кто такой герой Бобренко сходу отыскать в сети не удалось. :D

Рашн федерашн экокемпер! :lol:
Изображение

Остальные мои фотографии тут:
Изображение
Аватара пользователя
Янка
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 23:06


Вернуться в Фото и видео отчеты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron