продолжу.
остановились в прошлой части вот тут.
перевал Эстато.
идем с востока на запад
и если восточный склон перевала это так себе подъемчик ни о чем, то вот Европа это все гораздо серьезнее.
бездонное какое-то ущелье, куда-то вниз. нафига тут нужно было дорогу прокладывать?!...
это уже практически последние лучики солнышка. оно уже и вечер, да и пурга накрывает окончательно.
время между хорошо и очень плохо, наверное, минут тридцать максимум прошло.
Женька спускается куда-то во мглу и почти исчезает с "радаров мониторов". прошу прощения за дурацкие фотки, ерез стекло делали, на улицу не выйти.
вот в этой ложбине совсем люто было, как в аэродинамиеской трубе. и зимник тут, видно сразу, поддерживают с большущим трудом, он с боковым уклоном идет, и многочисленные сползающие следы в озеро свидетельствуют о неравной борьбе техники и природы.
в самом конце спуска, там где ущелье внезапно распахивается и находится озеро, база дорожников. лысая площадка, вагончик, пару тракторов и потерянные в непогоде экипажи самосвалов.
сидим, думаем - что делать. световое время вроде еще есть, а вот видимости уже нет. не видать Н-И-Ч-Е-Г-О совсем
непогода приходит шквалами. в очередное окошко, с большим трудом поняв где тут вообще выезд с площадки, делаем робкую попытку куда-то поехать.
следующая фотография у моего штурмана вот эта. ))
это уже Воркута спустя 2 дня. два дня полностью выпали из фоторепортажа, ибо это было серьезное испытание для нашей небольшой команды. и тогда и сейчас я это расцениваю как специальную проверку наших возможностей богами тундры. на совместимость, на желание и на умение. и никто бы так и не узнал, что там было, если бы не фотографии второго экипажа. ))
смотрим.
вот Женька нас фотографирует на спуске в Европу.
и началось. шквалы резко уменьшили паузы между собой. и если мы где-то час еще пытались ехать в режиме - три минуты вижу куда еду, десять не вижу. то потом началось нечто. граница видимости заканчивалась ровно за капотом. раз сто упав с зимника, раз сто на него вернувшись. останавливаемся. ждем устойчивую темноту.
перебрались в уютную капсулу к Женьке. жрем и пьем. ждем.
очень прикольно было посмотреть на реакцию перворазников. )) нормуль. реакция правильная. сидят - не унывают.
пришла устойчивая ночь. мы даже проехали еще 8 километров. пока навстречу из мглы уж я не знаю какими приборами руководствуясь, выехали парни из воркуты на восьмидесятке.
кто, что, как дорога.... стандартные вопросы через чутка приоткрытые двери. вдруг восьмидесятка ощутимо начала как-то вперед толкаться ... что за фигня? сзади, упершись куском огромного металического бампера в запаску, тойоту двигает какое-то чудище. не могу это сейчас на фотках найти, но агрегат известный в воркуте. что-то уазоподобное, трехмостовое. так он от нас восьмидесятку и утолкал. потом через пургу прибежал сам, с вопросом типа что-то где тут дорога в билиотеку, и умчались дальше в ночь на лабытнанги. это нас окончательно выбило из колеи, и мы остановились на пурговку. почти сутки.
пурговка, пургование... как-то наверное еще можно этот процесс назвать. это совершенно отдельный вид внедорожного искусства. ты сидишь в замкнутом пространстве. вокруг растворенный мир, другая планета. никаких шансов поехать хоть куда-то нет вообще. никаких шансов, что тебя кто-то спасет нет вообще. ты практически один в безграничном океане космоса. удивительное ощущение собственной беспомощности и одновременно спокойного уюта. просто сиди и жди. казалось бы. но как это просто сиди и жди с непривычки психологически давит на психику неподготовленного человека.. ты сидишь час - два-три. вокруг ничего не меняется. урчит дизель. прибавляются сугробы с подветренной стороны. машину качает. в туалет не выйти. сиди и жди. убийство времени, казалось бы??! однако нет. это самое, пожалуй, продуктивное время для внутренних эмоций. мир становится прямым и понятным. время не существует. проблемы призрачны. и никак повлиять на течение этого процесса невозможно. это очень хороший тест на совместимость экипажа/экипажей. отличный тест на внутреннюю устойчивость психики.
скажу сразу - вообще не пили в пурговке. абсолютно. нет тут в этом никакой необходимости, да и желания никакого. несколько раз переставляли машинки на продуваемые места. а собственно поставить машинку правильно и в правильном месте - это и есть самый необходимый минимум. место должно быть не на зимнике. лихие гусяночники живут и работают по другим законам физики - могут и переехать. место должно быть продуваемым до земли - снег не будет скапливаться за автомобилем в сугробы, те ни в коем случае нельзя прятаться за отвалы или стенки оврагов - может неожиданно замести. и встать надо против ветра, чтобы ветер дул со стороны выхлопной трубы и не выстужал мотор. те в большинстве своем попой к ветру. и запастись гигантским терпением.
именно поэтому основополагающим успехом любой северной экспедиции является отсутствие графика и четких временных рамок. просто стоим и ждем нормальной погоды. техника и топливо будут целее, все равно далеко не уедете. а пурга в любом случае кончится. вечной пурги не бывает.
шноркеля в машине быть не должно, или он должен быть отключен, или с намотанным на клюв материалом типа женского чулка. помню как нас удивил Саня Елкин, когда где-то в тундре на второй день адовой пурги мой шноркель начал забиваться снегом с периодичностью в пять минут и на вопрос что делать, саня сказал отключить надо было, а если не отключили наденьте женский чулок... мы немного посмеялись, типа где мы найдем в тундре сей девайс - Саня пошел и принес. ))
собственно и все. сутки отстояли. пурга ушла. мы спокойненько, еще по светлому, дошли до Воркуты. ни одной встречной техники не было. колея адово засыпана, местами вообще. но по светлому, выспавшиеся и отдохнувшие, дав свежему снегу чуточку слежаться - этот этап в 50км не доставил абсолютно никаких проблем, часа два-три и мы в Воркуте.
ща еще фоток поищу от Витька и сюда же надо будет вписать и оставшиеся два раза по этому маршруту. спасибо.
ах да. и забавный эпизод был. от машины отходить далеко не стоит. даже если кажется, что ты ее видишь - все равно не стоит. шквалы там приходят моментально и даже 10 метров дистанции, в случае возникновения такого шквала - могут в конце концов стоить жизни. оборачиваешься - а машины нет. звуки от дизеля шанс услышать отстутствует вовсе. идти по внутреннему курсу против ветра как шел сюда - призрачен, ветер меняет направление моментально. и вот так в десяти метрах, можно и сгинуть. (( собственно почти так и вышло, хорошо вышедший в пургу, внял советам и взял с собой джипиэс. да-да. в туалет надо ходить с навигацией. )) ну а чтобы не ходить с приборами по тундре - в пурговке лучше ваще не жрать, а только пить.