Да че там смотреть, в Казахстане-то?
Степь во все стороны и больше нет нихрена.
(из разговора)
Ну мы и решили проверить...
Стартуем 1 мая в 10 утра. Две машины, 8 человек.
Обедаем за Уфой, ночуем под Кумертау. Завтра граница.
Границу проходим без проблем и достаточно быстро. На все про все - около часа.
Ура, мы в Казахстане! Покупаем страховку, меняем рубли на тенге (курс на границе невыгодный, но время нам сейчас дороже). Сегодня по плану - доехать до Аккергешена.
Атырау проскакиваем еще засветло, а с трассы на Аккергешен сворачиваем уже затемно.
В темноте, по треку выезжаем на край плато. Ставим машины так, чтоб хотя бы немного защититься от ветра. Отмечаем первую ночь в Казахстане. Ужинаем. Спим.
Ну а утром...
Восход...
А здесь уже жарит вовсю.
Кое-как загоняем фотографов в машины и едем дальше. Сегодня по плану - добраться до западного чинка Устюрта.
В Бейнеу закупаем питьевой воды, топлива и выходим на широко известный в узких кругах грейдер Бейнеу - Сай-Утес.
И опять уже в темноте выезжаем на край чинка. Выходим из машин и понимаем, что ветер на Аккергешене - это был так - легкий бриз. Но мы уже привыкшие - машины поперек ветра, палатки за машины. Спим.
С утра первый небольшой ремонт в этой поездке - подтягиваем разболтавшуюся на грейдере рулевую тягу на Патриоте. Фотографы, пользуясь случаем, убегают на охоту...
Вид с места ночевки:
И тут мы увидели скорпиона! Бедняга наверняка перенес самый сильный стресс в своей жизни. Чего только с ним не делали эти безжалостные люди с фотоаппаратами!
Тем не менее - едем дальше, останавливаясь через каждые 500 метров на фотосессии.
Продолжаем знакомиться с местной фауной. Фауна, судя по всему - не против.
Под вечер проезжаем Сай-Утес и двигаемся в сторону сора Туз-Баир.
Вот уже и горки впереди показались...
...и тут в моей машине раздается страшный крик - "Черепаха!!!" И таки да - действительно черепаха.
Помучив черепаху, ищем место для ночевки. Место отыскалось весьма живописное.
Утром пришло осознание того, что вот они - те пейзажи, ради которых мы проехали 2000 км.
Налево посмотришь - горы коричневые.... Направо посмотришь - ослепительно-белые...
Для понимания масштабов - найдите человека на следующей фотографии:
И много-много соли...
После сора Туз-Баир, по плану у нас - Долина Шаров.
По пути, буквально на пять минут, останавливаемся около Шеркалы...
И уже под вечер добираемся до Долины Шаров.
Все разбредаются кто-куда. Кто-то фотографирует...
Кто-то пытается сыграть в футбол...
А некоторые устраивают черепашьи бои...
В общем - вечер проходит весьма позитивно.
С утра выдвигаемся в сторону мыса Жыгылган.
Жыгылган не впечатлил совершенно. Вот одну фотку покажу и хватит.
А потом мы решили спуститься с плато и проехать вдоль берега, Дорожка была прикольной.
И тут мы наконец-то впервые выехали на берег Каспийского моря.
Ура! - сказали девчонки, и побежали купаться. Бежали они недалеко. Примерно до сюда...
...или до сюда...
...а самые смелые добежали ну прям совсем до воды, но...
...вся вода была занята.
Поэтому, ограничившись обедом (наверное, можно было приготовить каждому по паре змей, но мы предпочли тушенку) - двигаемся дальше.
И тут - сюрприз! Лопается тормозной шланг на Патриоте. Чинимся...
Благо в таком месте и чиниться приятно!
Даже как-то быстро починились - можно было и не торопиться...
Ну ничего страшного - ведь сегодня мы ночуем на берегу Каспия - в Голубой бухте. Приезжаем туда уже на закате.
Сидим допозна - завтра полудневка на берегу.
Хор-р-р-р-ошо!
Фауна, опять же, вокруг летает.
... и плавает. Для понимания размера рыбы - специально выкладываю фотографию с тенью от головы фотографа.
Кстати! Мы ж, типа - на внедорожниках!
- Сейчас, сейчас, мужики. А давайте я свою машину закопаю, как будто застрял, а вы меня вытащите?!
- Да легко! Заодно и новый трос опробуем.
Ну порезвились - и будет. Сегодня по плану мы должны проехать Жанаозень.
Где-то по дороге:
Проезжаем впадину Карагие - самую глубокую на территории Казахстана и, вроде бы даже - на территории бывшего СССР. -132 метра ниже уровня моря.
Проезжаем Жанаозень. Кругом сплошная нефтянка. В общем - как в Западной Сибири, только вокруг не болота, а степь.
В Жанаозене выясняется, что у нас нет привязанных карт на этот участок и что у меня не горят фары. Кидаем напрямую на одну лампочку провода с аккумулятора, забуриваемся куда-то в степь и ложимся спать.
С утра небольшой ремонт...
...и едем дальше.
Местные жители с радостью приветствуют нашу автоколонну.
Появляются самые настоящие пески.
Не можем себе отказать в небольшой фотосессии.
Выезжаем на самый большой в этой поездке такыр. На спидометре - сотня.
Пейзажи становятся все масштабнее и масштабнее - мы явно едем в правильном направлении!
На горизонте уже видно Босжиру, но сначала заедем к сору. Во рту начинает чувствоваться соленый привкус - это ветер поднимает в воздух кристаллики соли.
Вот это вот белое в колее - это чистейшая соль!
Идем гулять.
Фотографы счастливы!
Но они еще не знают, что дальше будет круче. Мы въезжаем в урочище Босжира!
Ослепительно белая, даже через солнцезащитные очки, земля и горы, и практически фиолетовое небо!
Вот это:
Это прямо с фотоаппарата! Без всякой обработки! И это действительно выглядело именно так!
Просто фантастическое место!
Цвета были такие бешеные, что я не знаю как это передать на фотографиях...
Мы побывали на другой планете - это совершенно точно!
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается и мы держим курс на Сай-Утес, чтобы замкнуть кольцо по Мангышлаку.
Прощальный взгляд...
Ну а дальше...
Дальше снова был грейдер Сай-Утес - Бейнеу и я впервые увидел пыль, прилипшую к автомобилю как снег после парусотенного прохвата в метель по трассе...
... и была лопнувшая за 100 метров до выезда на асфальт рессора на Патриоте, которая поставила крест на наших планах съездить на Арал.
Но это было уже не важно. Потому что Казахстан - это такое место, куда я еще обязательно вернусь...
Спасибо всем участникам этого мероприятия:
- Денису за то, что это поездка вообще состоялась;
- Лене за то, что мы всегда знали когда приближается какое-нибудь насекомое;
- Андрею и Ирине за позитив;
- Ульянке за фотографии;
- Роме за "ну куда ты гонишь, пожалей, блин, машину!" и за ночной прогон до Перми.
- Славке, за фотографии, за чувство юмора, за то, что теперь я знаю про летчиков и авиацию в сто раз больше, чем до поездки и за то, что, как говорил Жванецкий - "у него с собой было".
И еще раз отдельное спасибо Сергею и Юле Ураковым за консультации по маршруту.
И заочное спасибо Алексею Тулупову за его великолепные отчеты по Казахстану, сподвигшие нас на эту поездку.