На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие».
Такие участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Ладьи, струги, лодки плыли по Волге до Твери, потом поднимались вверх до обители. Здесь товары перекладывали на телеги, а суда тащили волоком до Цны.
Прибрежная полоса, по которой двигались бурлаки или лошади, тянувшие бечевой барки называлась БЕЧЕВНИК.
Из дневников Островского А.Н. (1845-1885 гг.):
Коноводы нанимаются лоцманами: тянуть барки от Твери до Вышнего Волочка. Коноводы обыкновенно торгуются на пару лошадей, но приходят на работу - кто с одной, кто с двумя, кто с тремя и т. д. и потом складываются для одной барки (10 лошадей). Средняя цена на пару от Твери до Волочка 15 руб. сереб.; харчи держат артельные, а корм для лошадей обыкновенно покупают у хозяев барок по цене, разумеется, высшей. В каждый караван коноводы делают одну путину (от Твери до Вышнего Волочка), итого три путины в лето. Из Вышнего Волочка возвращаются по шоссе на телегах, в которые запрягут и кругом которых увяжут свои десять лошадей, и гонят очень скоро, чтобы даром не проедаться на дороге. На каждую барку требуется десять лошадей при четырех коноводах: двое больших и два мальчика.
Ранней весной коноводы тянут только по левому берегу Тверцы, на котором сделан искусственный бичевник, а когда обсохнет - то по обоим берегам, разделив пополам и лошадей и рабочих. Промысел этот доставляет занятие крестьянам Тверского, Корчевского и Новоторжского уездов. Коноводы часто из тех же деревень, откуда и лоцмана, а иногда и из одной семьи; бывает и так, что отец коновод, а сын лоцман. Об этом ходит следующий анекдот по Волге. Когда произойдет такой случай, что на одной и той же барке лоцман и коновод в ближайшем родстве, то выходят некоторые затруднения, впрочем не очень важные и легко устраняемые.
От Твери до Торжка идет старое шоссе, которое до сих, пор прекрасно содержится, но проезду очень мало, и мне попадались навстречу почти только одни коноводы, скачущие во всю мочь своих плохих лошадей из Волочка обратно.
На половине дороги, на правом берегу Тверцы, лежит богатое село Медное, прежде бывший ям.
В Медном пристань, на которой, для отправки в Петербург, прежде грузилось до 50 судов, теперь менее. В особой слободе живут лоцмана и коноводы; впрочем, этим промыслом занимаются, начиная от Твери и до Торжка, крестьяне всех деревень и сел, лежащих по обоим берегам Тверцы {Деревни: Киселева, Глазкова, Новая, Городище, Рылово, Павловский перекат, Мельникова, Устье, село Пречистый Бор, дер. Чопорова, Щокотова, Глинки, Навогильцы, село Медное, дер. Мухина, Крупышево, Осилки, Буянцова, Горки, село Спас, дер. Бречково, Голенищево, село Семеновское. (Прим. А. Н. Островского.)}.
Несколько веков назад дорога представляла собой хорошо оборудованный, отсыпанный камнем путь для лошадей. Беспрестанно упряжки лошадей тащили барку за баркой. На дороге кипела жизнь, творилась история... я не смог себе позволить оставить без внимания этот тракт. Было решено проехать по нему. Погода стояла отличная, резина новая, пикап исправен... вперед!
Путь пролегает вдоль реки Тверца со всеми ее притоками. Много-много лет назад для удобства продвижения упряжек с лошадьми через все притоки реки, встречавшиеся на пути, бы построенные каменные мосты и мостики. Очень хотелось их обнаружить и лицезреть.
Временами встречались лишь остатки от обрушенных мостов. По некоторым из них удавалось проехать, а некоторые приходилось объезжать... иногда по другим мостам...
По большей части я ехал и наслаждался прекрасными видами вдоль берега реки. Иногда отвлекаясь на виды, в зарослях травы я заезжал в болота... буквально через 5 секунд я в нем окажусь...
К сожалению, время всегда берет свое. Исчезают неиспользуемые дороги, строения, цивилизации... остатки былого встретились и на моем пути.
К самым потаенным уголкам не всегда легко подобраться. Иногда приходилось ехать по реке
Несомненно все впечатления от поездки складываются из разных факторов. В моем маленьком путешествии немаловажную роль сыграла погода, которая подарила мне прекрасные выходные.
Не знаю как здесь было несколько веков назад, а сейчас берега реки Тверца наклонные. Часами приходится ехать с постоянным креном на левую сторону.
Хорошо, если дорога при движении с креном сухая. А ведь встречаются и мокрые и болотистые участки. Вот тогда-то становится особенно весело!
Временами путь мой проходит в непосредственной близости от реки. Вода нынче стоит большая.
Однако все трудности, встречаемые на пути — ничто, по сравнению с видами, которые открываются моему взору.
Вскоре я нашел сохранившееся свидетельство некогда проходившего здесь конного тракта — целый каменный мостик.
Снаружи мостик кажется хлипеньким. Однако, заглянув в самые его недры, понимаешь, что он простоит еще долгое время!
В такие моменты в голове то и дело рисуются картинки какая жизнь тут бурлила 3 века назад... и как пустынно здесь сейчас.
В ожидании новых свидетельств тракта я продолжал свой путь. Новая находка не заставила себя долго ждать. Еще один каменный мостик. Еще больше, еще краше, еще живописнее!
Мостики спокойно выдерживают 2-ух тонный вес снаряженного экспедиционника. Еду по ним.
А по сторонам красота неописуемая. Вряд ли фотографии смогут передать те чувства и эмоции, которые бурлили внутри меня.
Я был на тракте совершенно один. Ни одной живой души вокруг, лишь ветер, птицы, журчание реки и мои мысли непременно сопровождали меня.
Весьма звучные названия у деревень, расположенных вдоль реки.
Например деревня «Савинские горки», в которой я пересек очередной мосток.
Следующая деревушка с тревожным названием «Паника» подарила мне еще один прекрасный мостик!
Обнаружил я его совершенно случайно. На подъезде к деревне я уж было стал сомневаться в правильности направления. Временами двигаться приходилось только по навигатору. В какой-то момент я подумал, что тракт должен быть где-то в стороне, т.к. я двигался по пригорку, везде росла густая и высокая трава. Вдруг слева прямо на берегу мне открылась полянка. Внутреннее чувство подсказало повернуть на нее. Свернув, я понял, что там тупик, повернул голову в обратную сторону и увидел в траве этот прекрасный маленький мостик. «Значит я на верном пути», подумалось мне и я продолжил свой путь.
Не успел я отойти от радости маленькой красивой находки, как внезапно на моем пути повстречался «венец» моего путешествия. Большой каменный мост — настоящий МОСТИЩЕ!
Он прекрасен, великолепно сложен, весьма надежен и простоит еще многие века!
Ощущения, которые я испытывал при движении по 300-летнему траку были непередаваемыми. Я то и дело представлял как тут или там шли упряжки по 10 лошадей, как они тащили против течения барки и так хотелось хоть на мгновение перенестись в те времена, чтобы хотя б одним глазком на это посмотреть.
С такими мыслями и эмоциями я постепенно добрался до города Торжок, где и было решено прервать движение по маршруту.
Первая страница истории этого путешествия завершилась успешно, но впереди еще один этап. Выше по течению меня ждут реки и болота, грязи и колеи. Надеюсь, что я обязательно найду и другие свидетельства существования древнего конного тракта.
Поэтому это еще не конец... скоро я вновь вернусь на это маршрут и завершу его до конца, но уже не в один автомобиль.