ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Фото отчеты и видео зарисовки наших путешествий и мероприятий

ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение mmaxa » 18 мар 2014, 23:02

Начну-ка я фоточки выкладывать...
Повествование будет бессвязным и не хронологическим.
Но кому-то, надеюсь, интересным.

История 1. «Мертвая дорога» и северные олени

Изображение

1. Трансполярная магистраль или Великий Северный железнодорожный путь – величайший проект Советского Союза, которому так и не суждено было завершиться. Идея соединить восток и запад огромной страны железнодорожной веткой, идущей севернее полярного круга, по своей масштабности и сложности реализации соизмерима с покорением космоса. Суровые холода, непрекращающийся снег, поглощающая всё вечная мерзлота – именно в таких условиях приходилось работать заключенным ГУЛАГа, с трудом воплощавшим эту красивую мечту вождя.

При чем тут олени?
Изображение

2. Со смертью Сталина оборвалась и Трансполярная магистраль. Но один из ее участков, который должен был связать Лабытнанги и Салехард с Надымом и Новым Уренгоем, навсегда вошел историю под названием «501 стройка» или, как его часто называют «Мертвая дорога».


Изображение

3. Современный зимник Салехард-Надым идет вдоль этой незапущенной ветки. Остатки полотна, просевшие опоры, провисшие мосты с полусгнившими шпалами – тут повсюду следы борьбы человека со стихией. Борьбы, явно проигранной. Только абсолютная тишина, снежные поля с редкими верхушками жиденьких елей, белое безмолвие, да гнетущий осадок истории сопровождают редкие автомобили на многие километры вокруг.


Изображение

4. «Мертвая дорога». «По трупу под каждой шпалой» – именно так о ней говорят сейчас, но сами жители с этим не согласны. По их словам, откуда бы взялись современные поселки – Лабытнанги, Харп, Бованенково – если бы никто из заключенных, отправленных сюда из лагерей, не пережили 501 стройку? Историки утверждают, что погибало всего около одного процента рабочих в год.


Изображение

5. Дорога построена на костях, доказательство этому сама природа, но сколько действительно погребено по шпалами людей, равно как и настоящие цели строительства Трансполярной магистрали неизвестны. Документы до сих пор засекречены, да и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь уже узнает правду...


Изображение

6. В Салехарде с недавнего времени стоит памятник 501 стройке. Паровоз «овечка» возвышается на постаменте, а рядом надпись: «...ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ НА САМЫЙ КРАЙ ЗЕМЛИ, БЫЛ БЕСПОЩАДНО СУДЬБАМИ ЛЮДЕЙ УЛОЖЕН...»


Изображение

7. Паровоз этот, конечно, был привезен сюда специально, а не реставрирован из многочисленных останков брошенной в тундре техники. Хотя про его появление и ходит страшная, как и всё связанное с 501 стройкой, легенда.


Изображение

8. «Чтобы продолжить железнодорожный путь от Лабытнанги в Салехард и дальше на восток, необходимо было преодолеть огромную преграду в виде Оби. Рельсы вмораживали прямо в лед, но реальную прочность железнодорожной ледовой переправы проверить было невозможно. Паровозом управлял заключенный и его ждала либо свобода на другом берегу, либо смерть на дне реки. Лед трещал и ломался под тяжестью состава, но путь в Салехард был проложен.»


Изображение

9. Сейчас известно, что железнодорожные составы через Обь действительно переезжали и вели их именно заключенные, а часть была поглощена могучей сибирской рекой. На сегодняшний день Салехард так и не имеет круглогодичного сообщение с Лабытнанги, куда приходят железнодорожные составы с продовольствием и в момент вскрытия реки, через которую летом действуют паромная переправа, а зимой – автомобильная ледовая, город оказывается практически отрезанным от снабжения.


Изображение

10. Долгожданная связка Салехарда с «большой землей», как здесь называют остальную часть страны, уже не миф, а реальность. Грунтовая насыпь от Надыма, являющаяся продолжением асфальтовой дороги от Нового Уренгоя, должна быть сдана в следующем году. Большая часть дороги готова и именно по ней сейчас проходит зимник Салехард-Надым, тот самый, тянущийся вдоль старых, практически поглощенных вечной мерзлотой, брошенных железнодорожных путей.


Изображение

11. Многие говорят, что в этом месте особая, гнетущая атмосфера. Соглашусь, в сумерках, которые в январе составляют большую часть светового дня, ехать действительно немного некомфортно. Зато стоит солнцу чуть-чуть намекнуть о своем присутствии из-за плотной пелены облаков, как настроение сразу преображается. Есть здесь что-то такое, отчего дорога кажется совсем не «мертвой», а очень даже «живой».


Изображение

12. Зимник в тундре это отдельный класс дорог. Он как детская раскраска – моментально меняется от того, как ты к нему относишься. Раскрашивается от твоего настроения. Одновременно он может быть и унылой серой пустыней, и розовыми сказочными полями, и сиреневыми застывшими реками, и сверкающими серебристыми барханами.


Изображение

13. Зимник живет, и неотъемлемая его часть – северные олени. Дорогу из Салехарда в Новый Уренгой пересекает множество оленьих троп, именно по ним ненцы не один век ходят за своими оленями. Этот кочевой народ не выбирает дороги сам, их жизнь идет по принципу «куда стадо, туда и мы».


Изображение

14. То вдруг мелькнет сбоку серая мордочка, то путь преградят пара любопытных оленят, то совсем не далеко от дороги покажется небольшая группа, копошащаяся в снегу, то вдруг из ниоткуда возникнет целое стадо.


Изображение

15. Чем питаются северные олени там, где большую часть года лежит снег? Тундра кормит своих любимцев вкуснейшим ягелем – оленьим мхом – которые они чуют даже под слоем снега, который сам по себе служит для них источником воды.


Изображение

16. Ягель растет очень медленно, и чтобы лишайниковый покров не истощался полностью и успевал восстановиться, олени постоянно мигрируют по бескрайним просторам тундры.


Изображение

17. Милейшие создания эти северные олени. Не случайно, им посвящено столько песен и сказаний. Для коренных народов они и средство передвижения, и пропитание, и одежда. Ну а мне одно удовольствие наблюдать, как они смешно улепетывают по снегу, роют себе мох или, уютно свернувшись клубочком, сливаются со снегом.


Изображение

18. Совершенная противоположность подвижным оленям северные приобские лошади, стоящие в пролесках абсолютно не шелохнувшись, даже не моргая, чтобы экономить драгоценное тепло. Но это совсем другой зимник и другая история.
Аватара пользователя
mmaxa
ТАМ-админ
 
Сообщения: 2731
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 11:09

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение tankmod » 18 мар 2014, 23:46

Завораживает и затягивает! :)
tankmod
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 1427
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 12:39
Откуда: МСК. СВАО

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение Покрышкин » 19 мар 2014, 00:58

Да, Маш, у тебя талант! Очень увлекательно)
Аватара пользователя
Покрышкин
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 3595
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 11:24
Откуда: Раменское/Кострома

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение pahom » 19 мар 2014, 01:05

Сидим мы вроде в избушке на Черногорском хребте а может и в бане, не важно. Саня Петров связь налаживает с внешним миром, пытается через тонкий инет поймать последние сводки и с Тама в том числе. Кое-как выуживает пост Валентина из темы Новый год по Лабытнански. Спрашиваю его- Ну чего там у них? Да говорит один Валя да олени!

Оказывается не простые это "олени"!
pahom
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 784
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 21:25
Откуда: Катманду

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение mmaxa » 19 мар 2014, 01:10

У Вали душевнейшие олени были, пока я подшипник чинила, а мне вот после НГ только эти достались :lol:
Аватара пользователя
mmaxa
ТАМ-админ
 
Сообщения: 2731
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 11:09

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение Jack » 27 мар 2014, 17:58

Мария! Написано фундаментально! Продолжай! Ждем!
Jack
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 08:41
Откуда: Лабытнанги

Re: ТАМ в гостях у Сказки и другие приключения (НГ 2014)

Сообщение Зедияров Александр » 07 апр 2014, 21:36

Паровоз не Овечка (серия Ов) стоит между Салехардом и Лабытнангами, а Эмка однако...небольшая поправочка..

слушаем дальше внимательно.....
Аватара пользователя
Зедияров Александр
Давно здесь сидим
 
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 09 янв 2014, 16:13
Откуда: Ижевск/Буханка, АКПП Тоета, Питбуль Рокер 39,5


Вернуться в Фото и видео отчеты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19