Повествование будет бессвязным и не хронологическим.
Но кому-то, надеюсь, интересным.
История 1. «Мертвая дорога» и северные олени
1. Трансполярная магистраль или Великий Северный железнодорожный путь – величайший проект Советского Союза, которому так и не суждено было завершиться. Идея соединить восток и запад огромной страны железнодорожной веткой, идущей севернее полярного круга, по своей масштабности и сложности реализации соизмерима с покорением космоса. Суровые холода, непрекращающийся снег, поглощающая всё вечная мерзлота – именно в таких условиях приходилось работать заключенным ГУЛАГа, с трудом воплощавшим эту красивую мечту вождя.
При чем тут олени?
2. Со смертью Сталина оборвалась и Трансполярная магистраль. Но один из ее участков, который должен был связать Лабытнанги и Салехард с Надымом и Новым Уренгоем, навсегда вошел историю под названием «501 стройка» или, как его часто называют «Мертвая дорога».
3. Современный зимник Салехард-Надым идет вдоль этой незапущенной ветки. Остатки полотна, просевшие опоры, провисшие мосты с полусгнившими шпалами – тут повсюду следы борьбы человека со стихией. Борьбы, явно проигранной. Только абсолютная тишина, снежные поля с редкими верхушками жиденьких елей, белое безмолвие, да гнетущий осадок истории сопровождают редкие автомобили на многие километры вокруг.
4. «Мертвая дорога». «По трупу под каждой шпалой» – именно так о ней говорят сейчас, но сами жители с этим не согласны. По их словам, откуда бы взялись современные поселки – Лабытнанги, Харп, Бованенково – если бы никто из заключенных, отправленных сюда из лагерей, не пережили 501 стройку? Историки утверждают, что погибало всего около одного процента рабочих в год.
5. Дорога построена на костях, доказательство этому сама природа, но сколько действительно погребено по шпалами людей, равно как и настоящие цели строительства Трансполярной магистрали неизвестны. Документы до сих пор засекречены, да и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь уже узнает правду...
6. В Салехарде с недавнего времени стоит памятник 501 стройке. Паровоз «овечка» возвышается на постаменте, а рядом надпись: «...ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ НА САМЫЙ КРАЙ ЗЕМЛИ, БЫЛ БЕСПОЩАДНО СУДЬБАМИ ЛЮДЕЙ УЛОЖЕН...»
7. Паровоз этот, конечно, был привезен сюда специально, а не реставрирован из многочисленных останков брошенной в тундре техники. Хотя про его появление и ходит страшная, как и всё связанное с 501 стройкой, легенда.
8. «Чтобы продолжить железнодорожный путь от Лабытнанги в Салехард и дальше на восток, необходимо было преодолеть огромную преграду в виде Оби. Рельсы вмораживали прямо в лед, но реальную прочность железнодорожной ледовой переправы проверить было невозможно. Паровозом управлял заключенный и его ждала либо свобода на другом берегу, либо смерть на дне реки. Лед трещал и ломался под тяжестью состава, но путь в Салехард был проложен.»
9. Сейчас известно, что железнодорожные составы через Обь действительно переезжали и вели их именно заключенные, а часть была поглощена могучей сибирской рекой. На сегодняшний день Салехард так и не имеет круглогодичного сообщение с Лабытнанги, куда приходят железнодорожные составы с продовольствием и в момент вскрытия реки, через которую летом действуют паромная переправа, а зимой – автомобильная ледовая, город оказывается практически отрезанным от снабжения.
10. Долгожданная связка Салехарда с «большой землей», как здесь называют остальную часть страны, уже не миф, а реальность. Грунтовая насыпь от Надыма, являющаяся продолжением асфальтовой дороги от Нового Уренгоя, должна быть сдана в следующем году. Большая часть дороги готова и именно по ней сейчас проходит зимник Салехард-Надым, тот самый, тянущийся вдоль старых, практически поглощенных вечной мерзлотой, брошенных железнодорожных путей.
11. Многие говорят, что в этом месте особая, гнетущая атмосфера. Соглашусь, в сумерках, которые в январе составляют большую часть светового дня, ехать действительно немного некомфортно. Зато стоит солнцу чуть-чуть намекнуть о своем присутствии из-за плотной пелены облаков, как настроение сразу преображается. Есть здесь что-то такое, отчего дорога кажется совсем не «мертвой», а очень даже «живой».
12. Зимник в тундре это отдельный класс дорог. Он как детская раскраска – моментально меняется от того, как ты к нему относишься. Раскрашивается от твоего настроения. Одновременно он может быть и унылой серой пустыней, и розовыми сказочными полями, и сиреневыми застывшими реками, и сверкающими серебристыми барханами.
13. Зимник живет, и неотъемлемая его часть – северные олени. Дорогу из Салехарда в Новый Уренгой пересекает множество оленьих троп, именно по ним ненцы не один век ходят за своими оленями. Этот кочевой народ не выбирает дороги сам, их жизнь идет по принципу «куда стадо, туда и мы».
14. То вдруг мелькнет сбоку серая мордочка, то путь преградят пара любопытных оленят, то совсем не далеко от дороги покажется небольшая группа, копошащаяся в снегу, то вдруг из ниоткуда возникнет целое стадо.
15. Чем питаются северные олени там, где большую часть года лежит снег? Тундра кормит своих любимцев вкуснейшим ягелем – оленьим мхом – которые они чуют даже под слоем снега, который сам по себе служит для них источником воды.
16. Ягель растет очень медленно, и чтобы лишайниковый покров не истощался полностью и успевал восстановиться, олени постоянно мигрируют по бескрайним просторам тундры.
17. Милейшие создания эти северные олени. Не случайно, им посвящено столько песен и сказаний. Для коренных народов они и средство передвижения, и пропитание, и одежда. Ну а мне одно удовольствие наблюдать, как они смешно улепетывают по снегу, роют себе мох или, уютно свернувшись клубочком, сливаются со снегом.
18. Совершенная противоположность подвижным оленям северные приобские лошади, стоящие в пролесках абсолютно не шелохнувшись, даже не моргая, чтобы экономить драгоценное тепло. Но это совсем другой зимник и другая история.