Философия зимней экспедиции
Добавлено: 20 июн 2013, 14:00
Позволь мне рассказать, почему ты здесь.
Ты знаешь кое-что.
То, чего не можешь объяснить.
Но ты чувствуешь это. Ты чувствовал это всю жизнь.
Что-то не так с этим миром. Ты не знаешь, что, но это есть.
Как заноза в твоём мозгу, сводящая тебя с ума.
Это чувство привело тебя ко мне.
Ты понимаешь, о чём я говорю?
Матрица?
Ты хочешь знать что это такое?
Матрица повсюду. Всё, что окружает нас.
Даже сейчас, в этой самой комнате.
Ты видишь её, когда смотришь из окна, или когда включаешь телевизор.
Ты ощущаешь её, когда идёшь на работу, когда идёшь в церковь, когда платишь налоги.
Весь этот мир был надет тебе на глаза, чтобы скрыть правду.
Правду о чём? – О том, что ты – раб.
Как и все остальные, ты родился в неволе, в тюрьме, где ты не можешь ощущать запахов, вкусов, прикосновений.
В тюрьме для разума.
К сожалению, никому нельзя объяснить, что такое Матрица.
Тебе надо увидеть всё самому.
Это твой последний шанс. И после этого у тебя не будет пути назад.
Если ты проглотишь синюю пилюлю, всё закончится, ты проснёшься в своей кровати, и будешь верить, во что тебе хочется верить.
Если проглотишь красную пилюлю, останешся в Стране Чудес, и я покажу тебе, насколько глубока кроличья нора.
И запомни, всё что я предлагаю – правда.
Ничего более.
Следуй за мной.
Итак, попробую скомпилировать, то что уже компилировалось до меня кучей уважаемых людей, в том числе Пашей Дефом после Оймякона,
да и вообще собственные мысли собрать в кучу. Инфа только для своих, ибо и так все все знают, все все читали и ездили тоже.
Ошибки не правил, строго не судить. И пока не флудите, выложу весь текст, тогда поболтаем, все равно придется все посты уносить потом вниз. Труд не малый, буду потихоньку выкладывать.
Философия зимней поездки на север.
Попробую разобрать, из чего вообще состоит поездка на север. Прежде всего такая поездка начинается с мозговых импульсов автопутешественника, причем замечу, почти всегда желание поехать именно в зиму и именно на север, приходит как правило к уже опытным автопутешественникам, проездившими уже кучу маршрутов в менее экстремальных условиях. Какие импульсы? Запросто – Желание, Время, Маршрут.
Желание – север это не просто географическое понятие, север это состояние души человеческой. Здесь на бескрайних просторах ледяных пустынь ты на короткий миг окунаешься в ту цивилизацию, которой наше человечество должно было стать, но свернуло и ушло по пути тотальной коммерциализации и денежных отношений. Здесь во главу угла положены такие понятия как честь и достоинство, здесь скоты и хамы не выживают, здесь сама природа поставила человека в такие рамки, когда он не отворачивается от беды совершенно чужого ему человека, а на просьбу о помощи всегда придет адекватный ответ, не подкрепленный просьбой помочь финансами. Это другой мир. И познав этот мир один раз, ты продолжаешь возвращаться туда еще и еще раз, чтобы понять насколько этот наш мир асфальта и лжи, насколько он призрачен и никчемен. Однако, Север это не кормушка для бездельников, где можно рассчитывать нахаляву получить помощь. Он местами жесток, требует от человека адекватности мышления. Если хотите коротко, то север это квинтэссенция человеческой натуры. Он тебе дает свободу мысли, свободу духа, но в тоже время требует от тебя честности и мужества. О как завернул.
Время – вот после того как желание оформилось, вот тогда приходит время решать вопрос с временем поездки. Когда именно ехать? Логичное предположение, что ехать надо в зимнии каникулы, ибо 10 дней каникулы, ибо Новый Год и Север неразлучны, ибо а когда еще… яраскритикую как несостоятельное. Поясняю. В нашем климате и наших широтах очень не хватает солнечного света, отсюда депрессивные настроения, отсюда неурядицы бытовые, поэтому зимой надо обязательно ездить на какие-то южные курорты к теплым (возможно) морям, хватать дозу своего солнышка. Ибо Новогодние Каникулы на широтах Северного Полярного Круга, а именно на таких широтах начинается настоящий Север, так вот на таких широтах в это время года светого дня вего часа 3-4. А это значит, что Ваше путешествие заранее обречено проходить в полной темноте Полярной Ночи. Вы не увидите и одной трети того, что можно было увидеть на маршруте, Фоторгафии – это удел двух часов в день, и вероятность, что Вы будете на этой смотровой точке маршрута именно в световое время дня стремится к нулю. И так обидно проезжать очередную достопримечательность в одном километре мимо, именно по причине, что заезжать на нее бессмысленно, ничего не увидишь. Это первая причине не ездить на Новый Год на Север. Вторая – крайне неустойчивые зимы последнее время. Как правило, Север – это зимники. Зимники, как правило, наплевательски относятся к таким джиперским развлекалкам как броды и болота. Почти все зимники идут прямо через болото и прямо через речку в стотысячный раз. Так вот, не каждый год зимник успевает встать до Нового Года. Иногда самые злобные болота не замерзают и при -50, ибо в недрах их идет постоянное освобождение гнилостной энергии. И тогда ваше путешествие иногда заканчивается в очередном населенном пункте, от которого зимник еще не прокладывали. Обидно. Третье – крайне неустойчивая погода в это время года. Возможны неожиданные морозы до -50 или -60, метели и пурги, что тоже согласитесь не добавляет радости экспедиционерской жизни, а ко всему еще и крайне опасно. Итак, подводя короткий итог. Постарайтесь найти в себе силы съездить один раз на север на Новый Год, а в следующий раз в марте. И сравнить свои ощущения. В марте, уверяю, будет совершенно другой коленкор – почти все зимники встали, даже самые неожиданные, что расширяет географию путешествия, световой день с 7 утра и до 7 вечер, ибо почти равноденствие весеннее, солнышко, хаааарашо. Ни к чему не вынуждаю, просто съездите и так и так, сравните и скажите потом, что я был неправ.
Теперь о временных границах самого путешествия. Как правило, путешественник всегда имеет четкий маршрут и четкое расписание по этому маршруту. Четкое начало и четкий его конец - в понедельник на работу. Так вот по моему глубочайшему убеждению, строить маршрут на Север с таким подходом НЕВОЗМОЖНО. Повторюсь, это другой мир. Здесь все всегда случается неожиданно, планы рушатся, машина чудит, зимник занесло, тут опоздал, мосты развели….
Поэтому сюда надо ехать с четким жизненным принципом и четкой целью – доехать маршрут, не ставя перед собой непосильного плана. Ибо доехать к пятнице к 14-00. Не получится. Произойдет что-то, о чем не подозревал, и в пятницу в 14 ты будешь где угодно, только не там где надо, и ты потом всю ночь обратно вскакиваешь в график, как следствие невысыпаешься, как следствие – плохое настроение, потом недовольство твоими попутчиками, конфликт, ..и… вощем просто едем и все. Заранее себя, готовя к тому, что ты сойдешь с маршрута в такой-то точке, если к такому-то времени не приедешь, или.. что в понедельник ты не выходишь на работу, или что и в четверг ты тоже не выходишь. Опять же все зависит от цели, если цель высокая – пройти маршрут, тогда забиваем на временные границы и проходим его, невзирая на работодателя, если просто путешествие, тогда готовим точки выхода с маршрута. И никак иначе, Север никогда вам не простит шапкозакидательства и похуизма. Причем иногда надо смириться с тем, что вот, сейчас ты этот маршрут не пройдешь ни при каких твоих желаниях и возможностях. Ну, вот не складывается в этом году. Надо уметь отступить, переждать, развернуться, в конце концов. Здесь в точку бьют слова Сашки Елкина из Уренгоя, нашего северного гуру – «Чем медленнее, тем быстрее.» Можете соглашаться, можете спорить, но это правда.
Итак подводим итог.
Для северных путешествий нельзя строить четкие маршруты и четкие временные рамки их выполнения. Все должно быть более-менее примерно и выход из графика не должен означать критических изменений маршрута движения или его сокращения. На практике это выглядит так. Строим маршрут исходя из того, что 3 дня едем, четвертый стоим. Вот если система АТИ говорит, что до Уренгоя – 3200 километров, а вы знаете, что вы в день 800 километров проезжаете, то это не значит, что через 4 дня вы ОБЯЗАНЫ быть в Уренгое. Пишите в Ваш план, что вы через 4 дня скорее всего будете в Уренгое, потом один день отдыхаете, потом на 6 день продолжаете движение. Те у вас один день в запасе всегда есть. И таких дней пустых и незаполненных надо предусмотреть несколько. Уверяю, что все пустые дни будут заполнены покупкой еды и топлива, непредвиденными заездами в сервисную зону, заездом вот на эту горку, а давайте тут срежем, время-то вроде есть…..
Поэтому на асфальте едем 4+1, на зимнике 3+1. Соблюдая это золотое правило можно почти гарантировать прохождение маршрута, по гражданским зимникам попадая в график. Запасные дни помогут вам переждать пургу, когда вам до цели осталось всего 100 километров, а вдруг в ночь задуло, и будь у вас один день, вы просто стоите в тундре и ждете когда дуть закончит. А если дня такого нет – тогда обидно разворачиваетесь и уезжаете, хотя через день этот маршрут у вас займет три часа. Ребят – это все не голословно – это все экспериментально подтверждено.
Если же маршрут тяжелый, не очень гражданский зимник, без постоянного движения и обслуживания, тогда количество таких дней виртуального простоя надо увеличивать многократно. Это в разы увеличит вероятность прохождения маршрута. Побеждает тот, кто умеет ждать – эта истина тоже действует на Северах. Ну а самый оптимальный вариант (почти несбыточная мечта), когда экспедиция разумно неограниченна по времени, тогда вы однозначно куда-нибудь доедете.
И не забывайте о такой пренеприятной штуке как часовые пояса. О них очень частно забывают, но разница во времени колоссально влияет на психологию экспедиции. Ибо в том же Красноярске обычная побудка для местного светового времени в 8 утра, для Вас будет означать каждодневный подъем в 4 утра. Выдержит ваш организм такой ритм?? Поэтому обязательно надо уменьшать время каждодневного подъема, и время каждодневного отбоя. В идеале надо насильно себя заставлять жить по местному времени. Это позволит быстрее адаптироваться.
Маршрут – маршрут строится исходя из временных ограничений. И только так. Маршрут должен подгоняться по времени и обратно подогнать его не получится. Поэтому строим свое движение исходя из простой арифметики. Во-первых, беспрерывное руление 10-12 часов в сутки не более, иначе это уже гонки на выживание, а не отпуск. Асфальт 800-900 км в сутки, считаю для зимы это пределом разумной езды (летом можно и больше, сейчас речь идет не о перегоне Москва-Красноярск, а именно о полноценной экспедиции, где за перегоном будет следовать новый перегон, потом зимник, потом пурга..). Гражданский зимник 500км это потолок, лучше ориентироваться на 400, а то и на 300. Во-первых, качество зимника очень здорово меняется от прям как асфальт, до полный пипец, во-вторых, на зимнике будут постоянные фотосессии, что будет здорово выбивать из графика. Опять же для асфальта правило 4+1 должно действовать, а для зимника 3+1 должно стать законом. Итого 5 дней асфальта – максимум 3600км, а в четыре дня зимника не должно быть запланировано больше 1500 километров. Пусть у вас появится один лишний день, чем вы будете постоянно ехать на грани фола, да еще и в кромешной тьме.
А вот уже зная такую нехитрую математику легко вычислить, куда вы можете уехать в Ваш запланированный отпуск на, допустим 2 недели. Например, Нарьян-Мар. Асфальт- 3200= 4+1 дня, зимники - 7+2 около 3000км. Это с лихвой перекрывает любой гражданский трек до Нарьян-Мара и обратно. Берем еще одно популярное колечко Мск-Салехард-Надым-Мск. На круг 7 тысяч. Из них асфальт 4500, остальное зимники. Итого 4500 асфальта = 5+2 дней. 2500 зимников = 6+2. Итого 15 дней. При таком раскладе уверяю будет полноценнейшая экспедиция, все успеете, все увидите, все сфотографируете, с нужными людьми поговорите, разведку неразведанного сделаете. И повторюсь, лишние денечки они ведь при везении с погодой и техникой, они суммируются, а таких лишних денечков будет ровно 4.
График движения – это основа основ удачного путешествия. Есть отдельные индивидуумы способные в одни руки преодолевать тысячи километров без сна и отдыха. Есть. Я сам иногда это практикую. Но только когда речь идет о трансфере длиною в один перегон. Тогда можно, но очень осторожно. Если же это многодневная экспедиция, которая проходит в режиме туризма, в этом случае считаю нецелесообразным делать ночные перегоны. Это принесет только большущую усталость и как следствие психологические проблемы в коллективе, пусть даже в маленьком. В любой экспедиции главным должен стать распорядок, который понимается и принимается ВСЕМИ без исключения участниками. Если все совы, тогда можно ехать ночью, днем спать. Если жаворонки – все наоборот. Если же в экспедицию затесались и те и другие - заранее надо принимать четкий распорядок движения и стараться его выдерживать на всем протяжении пути. Нельзя подстраивать распорядок под маршрут. Вернее так. Подстраивать можно, но злоупотребление этим чревато неприятными последствиями. Примеров могу привести из собственной практики массу. Переводим на русский язык – пришло время запланированного отдыха, встаем на отдых, независимо от того, что мы полдня ремонтировали этот гребанный УАЗик, Тойоту, Ниссан, и теперь отстаем от графика.
И если для летних поездок не критично время подъема и время отбоя, то в зимнее путешествие вносит сумбур очень короткий световой день. Поэтому надо максимально полно его использовать. Подъем желателен на рассвете, окончание движения с закатом, ну или часок после него, не больше. Уверяю, даже те, кто никогда раньше трех не засыпает, даже они зимой в 11 вечера будут валиться от усталости. Причем в ход идет именно световое, а не календарное время. Часовые пояса у нас разбросаны хаотически, и даже за один день движения время рассвета может сдвигаться в пределах одного часа. Мы делали проще, мы спрашивали у Гармина когда в этой точке завтра восход, и старались будильник заводить в пределах получаса после него. Для комфортного передвижения обязательно беспрекословное выполнение всеми этого нехитрого правила. Все обязаны соблюдать график принятый еще на этапе планирования. Иначе, будут, могут быть, неприятности, когда один экипаж уже поднялся и сварил завтрак, а второй настолько устал, что еще даже не умывался, а дрыхнет без задних ног. Если с вечера все договорились, что подъем в 7, все обязаны сделать подъем в семь. С ночевкой все немного по-другому. Цель сегодняшнего дня все примерно представляют, примерное время в пути уже посчитано. Если все идет по плану, то почти без неожиданностей все ночуют там где и хотели. Если есть какие-то неожиданности в маршруте, тогда рукекс должен единолично (но не деспотично) принимать решение о ночевке. Правильный рукекс так выстроит линию поведения, что каждый участник подумает, что вот кажись офигенское место для ночевки, да и время уже кажись нужное, ой, а и все так считают. Опять же каждый экипаж отдает себе отчет, что есть рукекс, который на время экспедиции взваливает на себя решение некоторых решений, и этим решениям надо подчиняться, даже если они идут вразрез с собственным желанием. Если же решения рукекса идут в разрез с вашим мнением ПОСТОЯННО, значит это не ваша команда и/или не ваш рукекс. Лучше покинуть эту экспедицию сейчас, чем завтра окончательно разрушить мозг себе, рукексу и остальным участникам.
Суммируем. Подъем согласовывается заранее (лучше совмещать с рассветом), конкретное время подъема на завтра решается всеми участниками вместе по конкретной ситуации, но под чутким руководством рукекса. Отбой – аналогично, общим решением по каждому конкретному дню. Общее время движения не больше 12 часов, а лучше 10. Каждый день корректируем по фактическому времени рассвета и заката. Когда поедете обратно на запад, в день будете проезжать немного больше.
Еда. Тут все просто, война войной, обед по расписанию. С завтраком все понятно, как правило на завтрак нужно 2 часа времени, редко удается уложиться в полтора. Обед – лучше предусмотреть в конкретное время, начиная с которого все ищут место под обед – или кафешка на трассе, или отворотка с зимника. Обед быть должен всегда. Зимой это более, чем актуально, калории расходуются неимоверно. Во время езды по асфальту категорически рекомендую использовать придорожный сервис по-максимуму. Во-первых это разнообразит меню, во-вторых, экономит время, в-третьих, теплый туалет, что на север оооочень актуально, уж доверьтесь таким людям как Леня Немодный.
Коллектив – считаю, что коллектив для зимнего путешествия должен быть однозначно знаком друг с другом и знаком не по интернету или выезду выходного дня на шашлыкинг. Как минимум за участниками зимнего действа должно быть одно совместное путешествие, причем формат этого путешествия должен быть немного экстремальным. Постоянный холод накладывает на коллектив дополнительную психологическую нагрузку, короткий световой день доводит эту нагрузку до предела, а незнакомство экипажей и непредсказуемость совместного общения может легко привести к скандалу, причем скандал может разгореться на ровном месте. Поэтому никогда не пытайтесь поехать в зимнюю экспедицию с совершенно незнакомыми вам людьми – почти гарантировано вы узнаете много нового о себе и это будет вам крайне неприятно. Относитесь к этому, как полету в космос, ибо вы будете находиться в очень ограниченном обеме своей машины без возможности уединения все две-три-четыре недели.
Причем даже если вы знакомы с участниками, и уже не раз ездили вместе, даже в такой ситуации возможны необоснованные вспышки недовольства по совершенно пустячным поводам. Поэтому тут надо следить за каждым своим действием и каждым своим словом. А еще лучше наклеить себе на лобовое небольшую надпись – «мы одна команда и они так же устали как и я», причем наклеить надписью внутрь, чтоб не мозолило глаз, но было в поле зрения. Отрезвляет.
И всегда надо помнить, что общие цели всегда важнее и главнее целей твоих и твоего экипажа. Если твоему экипажу требуется на подъем три часа, значит вас никто не должен ждать, вы должны вставать на два часа раньше. И всегда надо прерывать свои любые выходы агрессии и недовольства. Если тебе кажется, что вставать на ночь надо было час назад на той прелестной полянке, значит ровно час назад ты должен был всех убедить, что вставать надо было именно там и именно тогда. Сейчас же убеждать всех, что ты был прав не нужно, хотя лишний раз заставить коллектив подумать, что ошибка на самом деле была не воспрещается. Но делать это тактично и без предъявления конкретных обвинений конкретным людям. Как-то так – типа ребят давайте согласимся, что если бы мы приняли решения заночевать вот тут и вот так, то нам бы было бы гораздо комфортнее, чем сейчас в половине пятого утра так никуда и не доехав, все-таки заночевать где-то в поле, прям в колее от Урала. Да? Так давайте завтра не повторим ошибку!
итак. зимой коллектив становится крайне требователен к толлерантности. ибо, если летом в конце концов участник можетсвободно отколоться на каком-то из участков от затрахавшей его экспедиции и поехать своим темпом и в свою сторону. То зимой это невозможно. Нельзя вот так просто взять и бросить один пусть и задолбавший всех экипаж, и коллектив обязан все равно терпеть разные неудобства пока не довезет мученика до гарантированной цивилизации, что как Вы понимаете не прибавляет целостности коллективу. Верно и обратное. Некоторые цели могут быть доступны только всей экспедиции целиком и совершенно невозможны без выбывшего экипажа. Поэтому такое откалывание всего лишь одного экипажа "недовольных" приводит под угрозу срыва ВСЮ экспедицию. Надеюсь объяснил всем понятно.
Ща потихоньку по транспорту готовлю.