Текст легенды изложен А.В.Сысоевым по рассказам жителей деревень Ченебечихи и Горелая Ветлужского района в 1966 году.
Напечатана в сборнике «Нижегородские предания и легенды». Волго-Вятское книжное издательство, г.Горький, 1971 г./ стр.126-127/.
http://varnavin2.narod.ru/legenda.htm[/quote] (внешняя ссылка)
Поскольку написано это было в махровом застойном 1971 году, естественно, собиратель добавил несколько слов «от себя» для пущей важности. В частности в легенде, которую излагал Долгих не было ни Батыя, ни изгнания татар, а был храбрый воин Ченебек. А в остальном – легенды схожи.
Не помню где, но читал или слышал другую версию этого события. По документам Большого Дворца (Правительство Казанского царства) мурза Ченебек был казнен по ложному доносу о лихоимстве над местным населением. Вполне змеиный этот поступок (донос) могла совершить и Ченебечиха. За это её и утопили в болоте.
Поражает другое – татарский хан (мурза) в легенде назван храбрым богатырем, храбрым воином. Русский народ сохранил уважительное отношение к «захватчику»? Да нет. Русские и татары – казанские ли, ордынские ли, были не большими врагами, чем рязанцы и суздальцы. Да, иногда «искрило» на границах – нравы такие были, но не более того.
Дополнение про Ченебечиху
А как же «злые татаровья»? Как же «незваный гость хуже татарина»? А очень просто. После захвата турками Константинополя (Второго Рима) роль православной столицы перешла к Москве – Третьему Риму. Началось противостояние. В результате многолетних войн Крым перешел под протекторат Османской империи. А населяли Крым – крымские татары. Вот, они-то и были бичем для Руси. До тех пор, пока в 1572 году Великий Государь Иоанн IV Васильевич не уничтожил эту опасность и угрозу с юга, разбив Девлет-Гирея в битве при Молоди.
Это лирическое (историческое) отступление…
По версии, изложенной в блоге В. Зубарева, до прихода «непоседливых и предприимчивых монахов Тихона, Паисия, Козьмы да Пафнутия» здесь ничего и не было. Дескать пусто и до марийцев сто верст… только беглые да каторжники…
А если вглядеться поглубже – получается не совсем так. В 1552 году здесь на Казань прошла галицкая рать. Если бы здесь ничего не было – она бы и за год не дошла. О шла она по дороге – (см.
http://www.azaryj.narod.ru/Native/bigway.html (внешняя ссылка)) А если была Дорога, то было и её обслуживание - постоялые дворы, кузницы, шорное, скорняжное, колесное, смолокуренное дела и люди - мастера, их семьи, крестьяне, разбойники и прочая, и прочая. И было это задолго до прихода предприимчивых монахов.
И еще по нашим местам очень много темных пятен. Они только-только начинают открываться. Этими научными исследованиями бы и заниматься Шахунскому историко-этнографическому музею, но из него делают некое учреждение культпросвета, тербуя проведения культурно массовых мероприятий, типа выставок, лекториев, экскурсий, и разных концертов «в сарафанах». Культ есть, просвета нету…
http://shah-online.ru/blog/za-zavesoi-dvukh-vekov