discovery3 » 21 окт 2015, 18:07
Итак, цель 1-я. По следам Великой Северной экспедиции.
Совершенно неожиданно для меня самого, на протяжении нескольких последних лет, наши зимние поездки поразительным образом оказывались связаны с Великой Северной Экспедицией. В 2011 году, мы абсолютно неожиданно для нас самих пронеслись вихрем через Якутск, Мирный, Алхал и оказались в Юрюнг-Хае. Месте, самом по себе очень не обычном и знаковом. От туда, с низовий Анабара, мы двинулись тогда на запад, искать проход на Таймыр. И дальше на запад - на Норильск - по Улохан Ноча Суолла - большой русской дороге.
А почти за 280 лет до этого, в 1735 году из того же Якутска стартовала совсем другая экспедиция. Нам, живущим по навигаторам и ездящим в булочную исключительно на боевой машине, трудно даже представить, что в те времена территория нашей страны за Уральскими горами не была достоверно обозначена на картах. Не было точного географического представления о Чукотке и Камчатке, на месте Таймырского полуострова было большое белое пятно, а о проливе, разделяющем материки Евразия и Северная Америка лишь строились предположения. И вот, парусный шлюп "Якутск" сошел со стапелей и взял курс на запад. Команда Василия Прончищева была первой, кто описал дельту Лены, открыл реки Анабар и Оленек, и исследовал восточное побережье Таймыра. Впоследствии было установлено, что экспедиция вошла в пролив Вилькицкого, и достигла широты 77 градусов 50 минут. Лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и крайнюю северную точку Таймыра и всей Евразии — мыс Челюскин.
Спустя две недели Прончищев трагически умрет, а судно под командованием штурмана Семена Челюскина возьмет курс на Усть-Оленек, где и будут похоронены Василий и Татьяна Прончищевы.
Зимой 2014 года, в Усть-Оленьке, мы стояли над могилой этих великих людей и думали о том, какое роковое стечение обстоятельств занесло именно нас и именно сюда. Но тогда всей картины ясно я еще не видел.
А тем далеким временем, Адмиралтейств-коллегия назначила новым руководителем отряда Харитона Лаптева. «Якутск» снова двинулся вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув широты 76°47′, судно повернуло назад но вскоре было раздавлена льдами. Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался до места зимовки в устье Хатанги.
Тогда, в 2011 году, стоя на берегу Хатангского залива, я еще даже не задумывался, что вихрь истории уже закручивается в моей голове, что события тех давних лет, истории людей, связанные с этими местами, уже плотно входят в мою жизнь.
Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Харитон Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Семена Челюскина на собачьих упряжках удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, мыса Восточный Северный.
Но понадобилось более 100 лет, чтобы окончательно доказать, что этот невзрачный мыс и есть Край Света - самая северная континентальная точка Евразии. Тогда же сам мыс был переименован в Челюскин - по имени своего первооткрывателя. С момента открытия к мысу неоднократно предпринимались различные экспедиции исследователей из России, Норвегии и Швеции. Не остались в стороне и мы: зимой 2015 года мы двинулись вдоль западного побережья Таймыра в надежде достигнуть мыса Челюскин. Но пройдя от мыса Северо-Восточный, разделяющего устье Енисея и собственно море Лаптевых, открытого в ходе все той же Великой Северной Федором Мининым и Дмитрием Стерлиговым в 1738 году (шхеры и залив Минина, мыс и пролив Стерлигова - это про них!) 230 километров и достигнув Пясинского залива наша экспедиция была вынуждена уступить крайне неблагоприятным погодным условиям, испытывающим нас на прочность буквально с первого дня на протяжении уже 34 дней. Тогда, на льду бухты Макарова, мы мучительно считали дни, километры и литры оставшейся солярки: до мыса того самого Стерлигова, где на полярной станции нас ждало топливо, оставалось примерно столько же, сколько и назад до Диксона. Тогда мы приняли тяжелое решение повернуть назад и менее чем через сутки узнали, что ураганный ветер той самой ночью оторвал от берега припай и унес в океан на несколько километров. Уроки Великой Северной экспедиции не прошли даром: отступить - это еще не означает сдаться!
И вот летом 2015 года, развалившись в шезлонге с книгой под южным солнцем и потягивая холодное пиво в тени пальмы, я совершенно случайно наткнулся на описание истории одного северного поселения.
Все в том же далеком 1735 году со стапелей в Якутске сошло два судна. И если Прончищев повел свой шлюп на запад, то второй... Командовать шлюпом "Иркутск" был поставлен двоюродный брат Харитона Лаптева - Дмитрий Лаптев. И курс он взял на восток. Достигнув устья одной Великой Северной Реки, Лаптев на протяжении нескольких лет предпринял несколько отчаянных, но безуспешных попыток пробиться сквозь сплошные льды дальше на восток, в Восточно-Сибирское море. С тех пор это самое Село - место зимовки Лаптева - обозначается на всех старинных картах, где нет, к примеру, ни Липецка, ни Калуги, оно есть! И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места. Село это необычное — этнографическая неповторимость. О нём написано пять солидных книг, много статей, снято два кинофильма.
Примечательно, что за 100 лет до описываемых событий Великой Северной экспедиции фактически из этого самого Села вышел в путь Семен Дежнев прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, пройдя Беринговым проливом с севера на юг, по всей его длине и закончив экспедицию в Анадыре. В 2012 году, еще до Усть-Оленька и до Таймыра, мне посчастливилось оказать на Территории, в том самом Поселке, о которых писал Олег Куваев в своем бессмертном романе. "... Чтобы попасть на Территорию, вы должны сесть в самолет. Правда, летом вы можете добраться сюда и на пароходе — месячное плавание среди льда и тумана, когда кажется, что мир исчез и существуют лишь железная палуба, перекличка сирен каравана и ваша каюта. Через несколько дней именно в каюте вы и будете проводить почти все свое время, ибо вам быстро осточертеет блеклая полярная вода, низкое небо и слово «навигация», которое произносится тысячу раз на дню. «В этом году навигация в отличие от прошлого года…» В мыслях своих вы привыкли к тому, что название Территории, даже само решение попасть туда, служит гарантией приключений. Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков, героизма — олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденка. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности. Однако пароходом на Территорию сейчас не плавает уже никто, кроме представителей творческого труда, которые мечтают познакомиться со «всем Севером» в короткое время. Вы полетите туда самолетом. Лет двадцать назад это тоже было незаурядным дорожным подвигом. Но сейчас вы долетите без приключений. Когда же вам надоест почти сутки сидеть в самолетном кресле и продувать себе уши после посадок на забытых богом аэродромах, вы встретитесь с первой неожиданностью. Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. (с) Олег Куваев, "Территория"
Мы приехали на Территорию на автомобилях. На практически стандартных автомобилях. И наше путешествие закончилось в Анадыре. Не слишком ли много совпадений?
Но вернемся к Селу. Что же это за удивительное место? По сохранившемуся преданию, спасаясь от «горя-злосчастия», убегая кто от опричнины Ивана Грозного, кто от ратной службы, а кто просто в поисках большей свободы, около четырёхсот лет назад, жители городов русских двинулись на кочах по Ледовитому морю на восток, достигли Великой Реки, поселились здесь и назвали свою деревню Селом. А теперь представим: беглые новгородцы выстроили село в 100 км от Северного Ледовитого океана. Кругом — только местные народы, слова не знавшие по-русски. Отношений с западными российскими территориями нет. Таким образом, находясь вдали от торговых путей и «законсервировался» здесь на столетия язык местных русских. Поставленные в особые условия существования, лишённые самых важных предметов первой необходимости, жители продолжали упорно говорить только на русском языке, сумели сохранить русские сказки, песни и обряды, давно забытые в других местах России. Село зто - своеобразный заповедник старинной северо-русской культуры. Многих путешественников удивляла эта странная, на первый взгляд, особенность: чем дальше на север едешь по этой Реке, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов.
Впервые о жителях этого Села широкая общественность узнала со страниц журнала Этнографическое обозрение” за 1913 год, Когда после почти двух месяцев изнурительного и опасного путешествия в село прибыли первые исследователи, они почувствовал себя перенесенными на два столетия назад. Населения по-большей части было неграмотно, но были и грамотеи, хранившие церковные книги, которые передавали по наследству, и учившие по ним своих детей чтению. Жители Села были отрезаны от всего мира, жили не зная ничего о жизни других людей, кроме ближайших их соседей — якутов и юкагиров. И даже летосчисление у них было свое: календарь, на котором года считали от сотворения мира. Ведь от Рождества Христова отсчет стали вести только при Петре I, о чем жители Села и не подозревали. Их календарь представлял собой дощечку с зарубками. Некоторую путаницу вносили високосные годы, о существовании которых здесь и не подозревали. Расстояния мерили днями пути, на вопрос, сколько времени прошло, отвечали: “чайнику доспеть” или “мясу свариться” В ответ на рассказы о далекой “тамошней” жизни качали головами: “Мудрена Русь!” Однако жители села знали шахматы и умели играть в них, об этом свидетельствуют древние находки, сделанные в наше время. Но больше всего поражало исследователей то, что говорили в Селе на странном языке — вроде бы и русском, но не совсем понятном человеку, приехавшему из России. Это был древний язык — со многими присущими именно ему грамматическими особенностями, язык, на котором говорили наши предки. Чаще всего встречались слова и обороты, свойственные обитателям русского Поморья конца XVI — начала XVII века. Именно это обстоятельство послужило главным основанием для одной из бытующих догадок об истории появления русских на Реке: будто их предки пришли сюда морским путем “прямо из России”.
Прямо из России... Может это и есть Цель, достойная Экспедиции 2016 года? Название Села и Реки пока сохраню в секрете.