Попробую сформулировать свое виденье поездки, если что поправляйте.
У нашего экипажа было 4 ездовых дня, и все эти дни был РАЗНЫЙ снег и техника его прохождения была разная.
Первый день был сыпучий относительно легкий снег, хотя на улице было достаточно тепло, но на верху (высота по моему была около 1000) он еще не таял. В этот день однозначно лучше всех ехали арктики, колея утаптывалась и двигаясь четвертыми в колонне, мы никаких сложностей не испытывали, давление в шинах было 0.4-0.5 Основной задачей была страховка Density, кобра на давлении 1,0 продавливала натоптанную колею и каждые 10-20 метров нужно было лебедится.
При меньшем давлении кобра проворачивалсь на дисках и разувалась не начав ехать. Ромычу и Лене доставалась разрушенная колея, и ехалось им совсем не сладко. Пару раз мы пробовали выходить на целину , при давлении 0.35 машина вполне уверенно двигалась, глубина снега была от 0,5 до метра. Но только по ровной поверхности, в гору движение было с трудом и как правило с разгону.
На следующий день ощутимо потеплело, снег стал более тяжелый и липкий, соответственно движение стало более уверенным и даже по целине можно было двигаться почти в любом направлении, при давлении 0,35 автомобиль двигался с запасом, температура в АКПП не поднималась более 80 градусов. Возле заброшенной погранзаставы сели на пузо, пересекая поперек след от снегогохода. Здесь нужно сказать особо, что ЛЮБОЙ след на снегу очень сильно влияет на сминаемость снега, будь то одинокий пешик, лыжник или снегоход. Снег в этом месте сминается в разы меньше, на это нужно обращать большое внимание при выборе траектории движения.
В этот день мы достаточно много прошли первой машиной, двигались в основном с заблокированным передним дифференциалом и свободным задним мостом. Важно что при движении в этот день практически не было боковых уклонов.
День третий, движение по траверсу.
Траверс узкая подрезка склона, как правило не дающая возможности выбора траектории движения т.к. практически равен ширине машины. Погода была по прежнему плюсовая, снег стал еще более мокрым и тяжелым, визуально "подсел". Движение в этот день можно разделить на две части, лесная и открытая.
В лесу было достаточно просто, за исключением пары мест с подмытым снизу снегом, это когда под полуметровым снегом были колеи с лужами. Приходилось выбирать траекторию по гребням, но все равно пару мест проезжали на лебедке. В лесу обратил внимание насколько важен для машины след пешика, выставляя на него колесо, оно практически не проваливалось, относительно того колеса которое шло по целине. След пешиков петлял, и иногда машина сваливалась с него, приходилось сдавать назад и по сантиметру заползать обратно. Скорость движения было достаточно высока и две головные машины, наша и Сереги Фултайма, достаточно быстро прошли лесной участок, при этом мне казалось, что остальные участники движения не должны испытывать сложностей при прохождении, за исключением пары засадных мест с лужами. На открытых местах все стало совсем по другому колея задних колес, не всегда хотела попадать в колею передних, добавился боковой уклон неровно лежащего снега. Первый узкий участок был пройден вообще не пойми как. В узком месте заднее колесо скинуло за бровку, а три остальные находились на траверсе. Заблокировав все что можно метров двадцать машина прошла под углом к дороге, но при этом я был твердо уверен что ее не стащит вниз, т.к. снега было не много, и уклона на самом траверсе нет, движение было осознанным и обдуманным, хотя наверняка со стороны это выглядело стремно. Дальше мы двигались более менее спокойно, основной задачей был выбор правильной траектории, порой она проходила по самому краю, но при этом получалась более горизонтальной. Повторюсь левое колесо должно было идти по следу пешиков, так получалось что правое проваливается и создает колею с упором. Передний диф был заблокирован, задний свободен. Во многих моментах машина шла с вывернутыми градусов на 30 колесами вверх по склону, это позволяло сохранять прямолинейность движения. Для следующих участников движения наверно выбор такой траектории был не столь очевиден. Но попытки не ехать по пешему следу думаю привели бы к копанию на всем протяжении маршрута.
День четвертый.
В этот день снег снова стал другим, в этой части дороги видимо были заморозки и образовался наст, под которым был плотный подтаявший снег.
Снег минимально продавливался машиной и при любой глубине спокойно держал человека.
Уклон насыпанного снега приводил к перераспределению массы автомобиля на внешние к склону колеса. При движении левые колеса прорезали 20-30 см. снега и этот пласт под весом машины сползал к обрыву, в тоже время правые колеса не продавливали метровый слой снега и машина начинала сползать к краю. Топтание не приводило к должному результату, машина продолжала сползать к краю. В этот день копали больше всего, и основной были штыковая лопата, настолько плотный был снег. В этот день вновь первым шел Фултайм на арктиках, но даже для этих колес нужно было много где копать. Комфортнее всего наверное было Ромычу на относительно узких и зубастых сильверах.
PetroFF писал(а):Самое интересное! ! Что мне было легче штурманить имея опыт езды за рулем такого же авто.
Считаю что штурман с опытом езды за рулем намного полезнее, чем штурман не руливший.(немного по другому смотришь на ситуацию)
Полностью согласен.
PetroFF писал(а):Причем с Димкой сделали еще один вывод, надо меняться(день штурман, день рулишь) и не скучно и отдыхаешь день так день так, но это вопрос наверное доверия друг другу.
Не помню
PetroFF писал(а):И самое главное не надо бояться новых идей, хотя иногда они звучат как идиотские.
Одна из них держать лопатами колею задних колес и помочь выйти передним на нужную траекторию, ведь работает же.
Наверное везде хороша золотая середина, соотношение затрат и результата.
Пару машин можно было провести и на лопатах, но врятли все. Большую роль играет роль доверие водителя к штурману и наоборот.
Не всегда и штурман четко чувствует что происходит с машиной, когда мы лебедились за камушек, я точно понимал что еще одна попытка дернуться своим ходом кончится падением в пропасть, хотя машина и не была накренена, но снег ее совершенно не держал.
Безусловно в этой поездке все приобрели бесценный опыт, и следующих сложных ситуациях будут применяться новые знания и техники, и будут новые эксперименты.
Важно что слаженная команда добилась результата, применяя различные знания и прислушиваясь к друг другу.